Сочинение.
Женские образы в произведениях Н.С. Лескова

Изображение
идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом
причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные
образы обаятельных женщин, воссозданных Лесковым, таких полных душевной
красоты характеров, в ряду которых Наталья Николаевна Туберозова
(“Соборяне”), Марфа Плодмасова (“Старые годы в селе Плодмасове”),
княгиня Варвара Протозанова (“Захудалый род”), старостиха из “Запечатленного
ангела”, Любовь Онисимовна из “Тупейного художника”; а также цыганка
Груша (“Очарованный странник”), героини романа “Некуда” Женя Головацкая,
Поченька Калистратова, наконец Александра Ивановна Синтянина (“На
ножах”) и некоторые другие. Важно понять, что идеал женщины у Лескова
создается через ее восприятие, через ее идеализацию теми, кто, даже
предаваясь самозабвенно земным страстям, способен чувствовать вечную
красоту — красоту духовности.
Женская красота предстает в произведениях Лескова
как источник вдохновения, высокого наслаждения, как гармонируемое
начало, наконец, как несказанная радость, чудо, открытие того неведомого
мира, само прикосновение к которому знаменует утверждение человеческого
в человеке. Так Иван Северьянович Флягин (“Очарованный странник”)
повествует о встрече с красавицей цыганкой: “А я ей даже отвечать
не могу: такое она со мной сразу сделала. Сразу, то есть, как она
предо мною над подносом нагнулась, и я увидел, как это у нее промеж
черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и на спину
падает, так Я и осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение,
а сам через стакан ей в лицо смотрю и никак не разберу: смугла ли
она, или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкой кожей, точно
в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьется.
Вот она, — думаю, где настоящая-то красота, что природы совершенством
называется...”
В этой картине наблюдается взаимодействие вечной
прямой красоты и нежного ощущения. Но Грушу он станет называть своею
сестрою: его чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному
обольщению; оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания божественного
совершенства, той спасительной красоты, которая являет собой высшую
духовную ценность. Ибо как духовная ценность любовь героя наяву
осуществилась. И ее высочайшая истина, ее свет может лишь затемниться
тенью земной, плотской страсти. “Природы совершенство” обращает
внутренний взор к духовному. Эта мысль едва ли не основополагающая
для Лескова: он верит в преобразующую силу добра и красоты.
Вместе с тем в идеале женщины, представленном
в творчестве Лескова, отражаются национальные черты, национальный
тип характера. Лесков не раз обращал внимание на то, что простая
русская женщина не скажет о милом ее сердцу: я его люблю, но скажет:
я его жалею. Здесь разгадка одной из сторон национального характера:
в основе любви русской женщины, воплощающей характер, лежат сочувствие,
соболезнование, сожаление, а не страсть-болезнь. Этому соответствует
идеал русской женщины, высказанный устами героя рассказа “Запечатленный
ангел”.
Галерея зрелых земных образов при безусловном
разнообразии имеет нечто общее в своей красоте: внешние черты несомненной
внутренней силы духовной убежденности, которая проступает через
симпатичные и мягкие черты их облика, и эта сила, озаряющая внешнею
земною красотой их лица, — сила добра. Несомненной чертою всех героинь
является то неотразимое обаяние, которое светится во внешности замечательных
лесковских женщин: в них земное, плотское пронизано духовным и немыслимо
без него. В их духовном облике гармонически уживаются здравомыслимый
и добрый практицизм и живая способность к непрактическому, незаинтересованному
самоценному стремлению к добру и красоте. Естественность и легкость,
с какой эти героини без насилия над собой осуществляют это стремление,
и придает красоту всему их облику. Для них нет жертвы, а есть жизнь
человеческая “во Христе”, жизнь, в которой они живут так, как умеют,
а умеют они только так, как должны по-человечески и по-божески,
и как только могут женщины, сокровенная суть которых всегда связана
с самозабвенными чертами материнства и непреходящей добротой женственности.
Творчество Лескова открывает новую художественную
страницу в летописи женских характеров и истинно возвышенного, единственно
человеческого чувства — любви.