Сочинение.
Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н.С. Лескова
"Очарованный странник"

“Очарованный странник” — одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова,
создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека.
Интерес к национальному характеру определяется мировоззрением Лескова.
Суть авторских раздумий — поиск такого развития России, которое
опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности, коренившиеся
в глубинах народной жизни. Движение личности, олицетворяющей простой
русский народ, воплощается в знаменательном заглавии повести — “Очарованный
странник”. Такой позицией обусловлено постоянное обращение Лескова
к опыту фольклора и древнерусской литературы.
Сопоставление “Очарованного странника” с каноническим житием подводит
к мысли, что писатель с “точностью до наоборот” воспроизводит основные
черты этого жанра, что позволяет говорить о повести как об антижитии.
Житие повествует о человеке, достигшем идеала святости, рассказывает
об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на пути к Богу.
С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано какое-либо
видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же происходит
и с Иваном Северьянычем - он молитвенный и обещанный сын. Призрак
убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но
в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить
свою судьбу,сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Флягин
не святой, а монастырь не последнее место его странствия. Рожден
он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием обстоятельств
постоянно совершал серьезные преступления, хотя в глубине души не
хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного
монаха, женщины, которую он любил. Сюжет “Очарованного странника”
— это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен
житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин
может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным
на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское
представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова
праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить
жизнь служению людям. Праведники — “маленькие великие люди”, бесстрастные
и бескорыстные, борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но
преодолевающие свои заблуждения. Лесков рисует не небесное видение,
не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, создает
целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть
дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа
его исполинской натуры — в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради
других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым
делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине
— таковы замечательные черты лесковского странника.
Важным для понимания писательского замысла является путешествие,
странствие как основа сюжета. В древнерусской литературе слово “путь”
предполагало по крайней мере два значения, которые условно можно
обозначить как географическое и нравственное. Географическое — это
познание мира, представлений о нем. Нравственное значение предполагает
самопознание и самосовершенствование, его итог — внутреннее преображение.
Именно так А. Никитин, отправившийся по торговым делам, познакомившийся
с другой верой, не только расширил свой кругозор, но и испытал себя.
То же пересечение двух целей путешествия мы находим и в странствиях
Ивана Флягина, оттого что он проходит по европейской России от черноземных
степей русского юга до Ладоги и Нижнего Новгорода, от столиц до
Кавказа и астраханских солончаковых пустынь, оттого что действует
в самой пестрой национально-этнической среде: встречает символическую
масштабность. Он мыслится олицетворением нации. Иван Флягин влеком
по просторам родины некими властными силами, которые сообщают драматизм
его судьбе. Но, с другой стороны, герою присуща пытливость самопознания.
Он не однажды задумывается над тем, почему его жизнь складывается
так, а не иначе. Скитания Флягина, как и его предшественников в
древнерусской литературе, явились поиском счастья и выходом из трудных
жизненных ситуаций.
Есть в “Очарованном страннике” черты, роднящие повесть с летописью,
— это связано с особенностями повествовательной манеры. Рассказчик
здесь превращается в хроникера, излагающего события последовательно,
как летописец, под определенным углом зрения, хотя его речи и несут
на себя яркий отпечаток личности повествователя, что было неприемлемо
в летописи. Создавая главного героя повести, Лесков видел в нем
русского богатыря. Он с первого же мгновения знакомства вызывает
у рассказчика-автора ассоциации с Ильей Муромцем. Биография его
вместила и одоление первого степного богатыря, и усмирение дикого
коня-“людоеда”, и ратные подвиги, и спасение близких ему и вовсе
чужих людей и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися
в низкие души “бесами”. А еще он переживает искушения чарами земной
красоты. И все страждет от сознания собственного несовершенства,
и все идет “от одной стражбы к другой”, не сгибаясь и не подламываясь,
идет навстречу подвигу, способному достойно увенчать его яркую жизнь.
Структура “Очарованного странника”, где приключения с жестокостями,
убийствами следуют одно за другим, напоминает сюжетное построение
былин. Былинный герой, как известно, обладает необыкновенный силой.
Создавая образ Флягина, Лесков также использует гиперболу, описывая
возможности Ивана Северьяныча. Он обладает и силой, и выносливостью
(эпизод жизни у татар, “спор” с татарином), и находчивостью (эта
черта сближает его с героем былины Новгородского цикла — Садко).
Воинская доблесть, необходимая богатырю, проявилась во время службы
Ивана Северьяныча в армии. Ему под силу оказались самые неосуществимые
операции. Сила же заключена в его органической связи с живой национальной
стихией, с родной землей и ее природой, с ее людьми и традициями,
которые уходят в далекое прошлое. Таким образом, повесть “Очарованный
странник” написана в лучших традициях фольклора и древнерусской
литературы. Лесков творчески подходит к переосмыслению опыта, накопленного
литературой. Это позволяет создать противоречивый, но прекрасный
характер простодушного богатыря, необыкновенно чуткого к красоте.