Сочинение
по картине В.Е. Маковского "Свидание"

1 вариант сочинения
Владимир Егорович Маковский — известный русский живописец середины
XIX — начала XX века, брат Константина Маковского. Получив блестящее
образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, одним
из основателей которого был его отец, он долгое время преподавал
в Академии художеств, дав путевку в жизнь таким мастерам кисти как
Архипов А. Е., Чепцов Е. М., Бакшеев В. Н. и другие.
В творчестве Маковского преобладали
социально-критические темы, образы революционной интеллигенции,
сценки городского быта. Среди последних можно назвать картину «Свидание»,
написанную в 1883 году. На ней изображены мать и сын, встретившиеся
после долгой разлуки. Можно предположить, что тяжелое положение
в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к
какому-нибудь ремесленнику. Мальчику на картине на вид лет тринадцать,
он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную
рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись
— наверное, мальчик только что работал и ему разрешили ненадолго
отлучиться. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих
учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку.
Мать, еще не старая, но изможденная
непосильным трудом Женщина, с нежностью и умилением смотрит на сына.
Бессознательным жестом она касается своих губ — возможно, хочет
о чем-то сообщить, но не решается. Ее голова укутана темным платком,
а от стужи и ветра защищает черный кожух. Из-под него выглядывает
красная юбка и постолы. Мать сидит на невысоком стуле и вся ее поза
выражает горечь и сострадание.
Свидание происходит в холодных сенях.
На заднем плане виднеются двери, ведущие в жилое помещение или мастерскую.
Стены из обычных, плохо обработанных бревен потемнели от времени,
вместе с земляным полом они производят гнетущее впечатление. Картину
немного оживляет стоящая в углу бочка с водой накрытая крышкой,
на которой стоит глиняный кувшин. На бочку опирается суковатая палка
— с ней пришла мать.
Мне кажется, что
в своей картине «Свидание» В. Е. Маковский не просто мастерски изображает
нелегкую жизнь простых людей, но и заставляет зрителей сопереживать
их горю и страданиям.
2 вариант сочинения
Владимир Егорович
Маковский — талантливый русский живописец середины XIX — начала
XX века. Художник создавал жанровые произведения, каждое из которых
является зарисовкой реальной жизни людей. Особенное внимание Маковский
уделял изображению простых людей и крестьянского быта. На его полотнах
мы видим незнатных и небогатых людей, лучше понимаем их беды и печали.
Каждая картина великого художника — это не просто фрагмент из жизни,
это своеобразное литературное произведение, которое можно «прочитать».
На самом деле Маковский не раз сравнивал искусство живописи и силу
литературного слова. По его мнению, необходимо заставить читателя
и зрителя сопереживать героям, изображённым на картине или описанным
в литературном произведении. Сам художник считал, что картину можно
назвать состоявшейся только тогда, когда в ней есть настоящая жизнь.
Для Владимира Егоровича особый интерес представлял бытовой пейзаж,
который давал возможность передать настроение, показать и подчеркнуть
самое важное. В произведениях великого художника отражена целая
эпоха.
Картина «Свидание» была создана в 1883 году. Это произведение можно
назвать характерным для русской живописи. Драматизм ситуации очевиден.
На картине мы видим встречу матери и сына. Скорее всего, они не
виделись долгое время. Мальчик был отдан в учение. Он уже достаточно
взрослый, чтобы оставить родной дом, обучаться какой-то профессии.
Это было обычным делом для подростков из бедной семьи в то время.
На вид мальчику примерно 12-13 лет. У него старая и грязная одежда.
Штаны из серой грубой ткани, поверх рубахи повязан фартук. Мальчишка
жадно ест булку, которую принесла ему мать. Даже такое нехитрое
лакомство, по-видимому, мальчик видит нечасто.
Возраст матери трудно определить. Видно, что она измучена тяжёлой
жизнью и непосильным трудом. Она смотрит на своего сына с любовью
и жалостью. На голове крестьянки тёмный платок. Сама женщина одета
в чёрный кожух и красную юбку. Возможно, это её лучшая одежда, которую
крестьянка надела, чтобы отправиться в город.
Сама фигура матери вызывает жалость к ней самой и её сыну. Их встреча
состоялась в холодном помещении. Наверное, это сени. Чуть дальше
мы видим двери, которые ведут в другое помещение — мастерские или
жилые комнаты.
Вся обстановка свидетельствует о бедности, убогости. Здесь ничего
не напоминает о тепле, уюте, душевном комфорте и благополучии.<br>
Стены сложены из потемневших брёвен. Пол земляной, грязный и холодный.
Всё это создаёт мрачное настроение. В углу мы видим бочку с водой,
накрытую крышкой. На ней стоит глиняный кувшин. Это свидетельствует
о том, что, несмотря на убогость обстановки, здесь часто бывают
люди. Рядом с бочкой стоит палка. С ней пришла мать мальчика. Эта
деталь также может о многом свидетельствовать. Наверное, женщина
шла издалека, палка ей была необходима, чтобы опираться в дороге.
А, может быть, у женщины больные ноги, поэтому ей трудно ходить.<br>
Зрители поневоле проникаются настроением картины. Нельзя остаться
равнодушным к судьбе главных героев, их горе и страдания очевидны,
им начинаешь сопереживать.
Мальчик и мать не смотрят друг на друга. Разумеется, это не означает,
что им нечего сказать. Вполне возможно, что они не хотят огорчать
друг друга рассказами о своих бедах и неприятностях. Лицо женщины
очень грустно. Она понимает, насколько тяжела жизнь её сына вдали
от дома. Но забрать его домой она не может. Бедность и нужда заставляют
людей разлучаться со своими детьми.
Владимир Егорович Маковский в этом произведении создал типичный
образ русской крестьянки. Это самая обычная женщина, и облик её
реален и правдив. Сцена, которая изображена на картине, рассказывает
о настоящей жизни русского народа. Художник сам сопереживает простым
людям, на долю которых с раннего детства выпадало множество бед
и испытаний.
Можно попытаться представить себе, как раньше жили мальчик и его
мама. Мне кажется, что они жили в деревне. С детства мальчик был
привычен к крестьянскому труду, во всём помогал родителям. Но в
свободное время у него была возможность поиграть на свежем воздухе,
насладиться красотой леса, реки, поля. Так было, пока мальчик был
ещё совсем маленький. Теперь он может только вспоминать то счастливое
время, потому что у него нет возможности вырваться из этой убогой
обстановки хотя бы на время. Остаётся только надеяться, что вскоре
он вырастет, и его жизнь хотя бы немного станет лучше.
Художник показывает фрагмент из жизни простых людей. И подчёркивает,
что это было самым обычным явлением в то время. Деревенские жители
были настолько бедны, что их дети вынуждены были сызмальства зарабатывать
себе на кусок хлеба. Мальчик выглядит хмурым, несчастным, голодным.
Его жизнь тяжела и беспросветна.
В то время прогрессивные люди задумывались о социальном неравенстве
и справедливости. Для несчастной матери уже не будет другой жизни.
Она привыкла к тяжёлой работе и вопиющей бедности. Но будет ли жизнь
её сына хотя бы немного счастливее? Такие вопросы ставились в произведениях
передовых людей девятнадцатого столетия. Нелёгкая жизнь простого
народа не могла оставить их равнодушными.
Картина «Свидание» — это настоящий шедевр русской живописи, позволяющий
задуматься об истории нашей страны и о жизни людей в позапрошлом
столетии.