Сочинение.
Наташа Ростова и Элен Безухова в романе Л.Н. Толстого "Война
и мир"

В романе “Война и мир” более 600 персонажей. Но особая роль, безусловно,
принадлежит женским образам. Среди них те, кто живет любовью и дарит
радость близким, но есть и такие, кто сосредоточен только на себе
и равнодушен к другим. И Наташа и Элен — женщины одного круга, светские
дамы, но как различны они по характеру и воспитанию!
Элен — красавица. Однако красота ее мраморная, холодная, мертвая,
а на теле “как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших” по
нему. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит,
потому что одинаковая всегда и для всех. По сути, это маска, скрывающая
пустоту души и глупость “великосветской графини”. Когда рассказ
кого-либо из гостей салона производил впечатление, Элен оборачивалась
к Анне Павловне и принимала такое же выражение, какое было на лице
фрейлины. Потом она “опять успокаивалась в сияющей улыбке”.
Совсем по-иному красива Наташа Ростова. У нее слишком большой рот,
худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью.
Князь Андрей, разговора с Пьером и встречи с Наташей возрождается
к жизни. Он видит молодую, радостную, счастливую девушку и спрашивает
себя: “Чему она так рада? О чем она думает? ... И чем она счастлива?”
Нечаянно подслушав разговор у окна восхитительной ночью, узнав мечту
Наташи летать как птицы, Болконский вдруг увидел красоту вокруг
и понял, что жить стоит. Теперь ему мало было просто никому не мешать,
ему захотелось действовать, делать людям добро.
Совсем противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще
до женитьбы он чувствовал какой-то обман; ненатуральность их отношений
приводила его к тяжелым размышлениям. “Но она глупа, я сам говорил,
что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь. Напротив, что-то
гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то
запрещенное”. А после свадьбы он понял всю ничтожность и низость
этой женщины. “Где вы — там разврат, зло”, — говорит он, узнав,
что Элен сводила своего брата с Наташей. И еще больнее Пьеру оттого,
что обманули ту, которая, он знал, искренне верила в людей, в любовь
и мечтала о счастье, которая всегда, во всем отдает себя целиком,
не раздумывая. “Эта девушка такое сокровище, такое... Это редкая
девушка”, — отзывается Пьер о Наташе.
Наташа, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная
патриотка. Она любит свою родину, свой народ, в который верит и
которым гордится. В душе ее есть что-то неповторимо русское, то,
что не прививается искусственно, а впитывается с молоком матери.
И в Наташе жил народный дух, заставляющий ее любить песни дядюшки,
который “пел так, как поет народ!”, помогающий ей плясать в его
доме истинно по-русски.
Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В светской красавице
нет ни чувства, ни музыкальности. Кажется, что и душа ее тоже покрыта
лаком внешних условий света. Элен не поет, не понимает музыки, не
замечает природы.
Наташа же не только чудесно танцует, но и прекрасно поет. Музыкальный
человек чувствует всегда глубже. Вот и Наташа. Она всегда могла
так обнять мать, что графине не было ни больно, ни неловко. И наоборот,
гордо проплывающая по залам Элен на самом деле груба и бестактна.
Толстой неоднократно употребляет слово “грубо”, характеризуя ее
действия. Когда Пьер нагнулся поцеловать ее руку, она “быстрым и
грубым движением головы перехватила его губы...” А как жестоко и
грубо она говорит с мужем после его дуэли с Долоховым! Снята маска,
и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен.
Наташа же всегда остается самой собой. Везде видна ее нежная душа.
Вот она плачет с Соней, не зная отчего, но ведь плачет подруга,
вот она искренне радуется, когда видит, что не только сама счастлива
от любви к Болконскому, но счастливы и Соня с Николаем, вот она,
чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову.
Наташа живет честно, душой. Пусть она ошибается, путается, начинает
и бросает, главное — вечно борется, всегда беспокойна: “Никто в
доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как
Наташа... но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как
Наташиных”.
Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по
неписаным законам высшего света. Поэтому и жизнь ее однообразна
и скучна. А по Толстому, “спокойствие — душевная подлость”.
Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает
за близких, а главное — хочет всем помочь. На первый в жизни бал
девушка оделась самой последней, поправляя, прикалывая что-то к
нарядам графини и Сони.
Не сразу получается у нее приносить пользу людям. Но, наконец, став
женой Пьера и матерью, она находит счастье в том, чтобы поддерживать
мужа в его деятельности, понимать и разделять его чувства, мысли,
желания. Таков идеал женщины в представлении Толстого. Элен же не
способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской
жизни.
Безусловно, Наташа Ростова — любимая героиня писателя. Ей он уделяет
несравненно больше внимания, чем кому бы то ни было, рисуя ее портрет,
описывая чувства, переживания, так живо отражающиеся на ее лице.
Глаза у Наташи все время разные: смеющиеся, умоляющие, любопытные,
насмешливые, сияющие. Но так же, как пуста душа Элен, пусты и невыразительны
ее глаза.
Отражением внутреннего мира героев Толстого служит и их речь. Мы
слышим естественную, истинно русскую, восторженную или взволнованную
речь Наташи и неестественную, напыщенную, состоящую из смеси русского
с французским, — Элен.
В образе Наташи Толстой воплотил свою заветную идею: “Надо жить
умом сердца”. Так она и живет.
Воистину велик талант Л. Н. Толстого в создании женских образов.
Они обогащают нас нравственно, эстетически (Наташа), разоблачают
фальшь: автор “срывает маски” со светских дам (Элен). С большим
художественным мастерством писатель поэтизирует одних и выносит
приговор другим.