Сочинение.
Значение образа Платона Каратаева в романе Л.Н. Толстого "Война
и мир"

Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого — величайшее произведение не
только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты
сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие
и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории.
Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, “проходит целая
эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми... Развертывается
целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих
ко всем слоям общества”. Л. Н. Толстой говорил, что в “Войне и мире”
он любил “мысль народную”. Эти слова отнюдь не случайны. Они выражают
центральную идею не только романа, но и времени — шестидесятых годов
XIX века. Русские писатели стремились разгадать тайну национального
характера, понять русскую душу. Л. Н. Толстой — один из первопроходцев
на этом пути. Воплощением авторского представления о человеке из
народа, олицетворением “духа простоты и правды” стал Платон Каратаев.
Среди большого числа героев романа “Война и мир” скромный солдат
Апшеронского полка, о котором рассказывается в нескольких главах
четвертого тома книги, выглядит эпизодическим персонажем. Появление
Платона Каратаева традиционно связывается с одним из этапов духовных
исканий Пьера. Встреча с крестьянином в солдатской шинели означала
для Безухова приобщение к народной мудрости, сближение с простыми
людьми, обретение “спокойствия и довольства собой, к которым он
тщетно стремился прежде”, душевной свободы и умиротворения. Однако
Платон Каратаев не только сыграл важную роль в судьбе любимого героя
Толстого, но и помог самому автору ответить на вопрос о природе
русского характера.
В образе человека из народа писатель показал носителя “роевого сознания”.
Платон принадлежит к миру крестьянской общины. Его облик не индивидуализирован,
подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик,
потому что Каратаев живет в полком согласии со всем миром. Он чувствует
себя частицей единого и слаженного природного организма, “частицей
целого”: “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла
как отдельная жизнь”. Герой Толстого лишен эгоистических желаний,
подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему.
Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить
окружающую действительность, переделать ее в соответствии с какими-то
абстрактными идеалами. Такова, по мнению Толстого, идея свободы,
рожденная “роевым сознанием”.
Смысл бытия для Платона Каратаева — радостное ощущение слияния с
миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом — любовь.
Каратаев не имел “привязанности, дружбы, любви, как понимал их Пьер”,
но “любил и любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь”. Это глубокое
христианское чувство составляло суть души Платона, суть народной
души. Оно помогало герою, проходя через испытания, не утрачивать
веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви
к земному миру. Каратаев безропотно принимает все, что ниспослано
свыше. Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца,
смирившегося, готового пострадать “за свои да за людские грехи”.
Смысл этой притчи в том, что “на все Господня воля”. Как бы ни сложилась
судьба, Бог знает, куда ведет раба своего. Каратаев не смеет ничего
требовать от жизни. Толстовский “Божий человек” кроток и счастлив
тем
малым, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает
ощущения “восторженной радости”.
С момента появления героя любое его описание сопровождается эпитетом
“круглый”. Пьер почувствовал “что-то приятное, успокоительное и
круглое в ... спорых движениях маленького человека”, случайно замеченного
им в “противоположном углу балагана”. Рассмотрев незнакомца повнимательнее,
Безухов отмечает, что “первое впечатление чего-то круглого подтвердилось
вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской
шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно
круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы
собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие
карие нежные глаза были круглые”. В памяти Пьера Каратаев навсегда
остался “олицетворением русского, доброго, круглого”. Такое настойчивое
повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы
подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира.
Круг — символ завершенности, гармонии5 вечности. Определяющая черта
в портрете Платона невольно связывается с образом жизни-шара из
сна Пьера. Толстой, используя различные художественные средства,
стремился объяснить читателям заинтересовавшее его представление
о целостности и неделимости земного существования.
Стремясь понять мировоззрение простого человека, Толстой обращается
к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления,
мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей.
Пословицы и поговорки не сходят с уст Платона. На любой случай у
Каратаева готов ответ, заповеданный дедами и прадедами: “Час терпеть,
а век жить”; “Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной
матушки”; “Положи, боже, камушком, подними калачиком”. По словам
писателя, поговорки, которыми наполнена речь героя, “были те народные
изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые
получают вдруг значение глубокой мудрости, когда сказаны кстати”.
Глазная особенность речи Платона — “непосредственность и спорость”,
в его рассказах “события самые простые... получали характер торжественного
благообразия”. Каратаев мыслит и оценивает происходящее, опираясь
на народные традиции. Он уверен в неизменности мира и человека.
По-своему прекрасные каратаевские идеи противоположны идее движения,
развития, напряженного поиска истины, которой жил Безухов. Платон
явился Пьеру в страшный момент и вернул герою веру “ив благоустройство
мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога. Эта встреча исцелила
молодого графа Безухова, но путь Платона ему чужд. Перед самой смертью
“Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми глазами... видимо, подзывал
к себе, хотел сказать что-то. Но Пьеру слишком страшно было за себя.
Он сделал так, как будто не видал его взгляда и поспешно отошел”.
В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Каратаевым,
Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман:
идее неизменности, предопределенности и целостности существования
противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании
человека и совершенствовании мира. Раздумья Толстого о тайне русской
души приводят писателя к признанию существования “в одном этносе
двух типов сознания”: Платон Каратаев — воплощение “коллективного
разума”, “общинной правды”, Пьер — воплощение вечного поиска истины,
неудовлетворенности собой и жизнью в целом. Обращение Толстого к
проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным
сыграло важную роль в развитии русской литературы и философии. Открытия
писателя легли в основу религиозных исканий XX века. Нравственный
кризис, переживаемый человечеством, заставляет вновь и вновь обращаться
к вечным ценностям, провозглашенным Толстым.