Сочинение.
Трагедия Анны Карениной

Роман “Анна Каренина” был задуман и написан в переломную эпоху,
в 1873—1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах.
И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической
эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо.
“Анна Каренина” — роман о всеобщем разрыве, каком-то всеобщем разводе
во всех сферах жизни. Тут все одиноки и не могут понять друг друга,
потому что утерян ключ любви, без которого нет семейной жизни.
Безлюбовная семья выступает в романе как обобщенный образ всей безлюбовной
жизни человечества. Критикуя глазами семьи весь современный ему
социальный строй, Толстой не выходит за рамки семейной темы; он
раздвигает эти рамки, расширяет эту тему до всей жизни человечества.
Противопоставление жизнелюбия Анны безжизненности Каренина в романе
проводится последовательно с характерной для художественного мышления
Толстого заостренностью на непримиримости противоречия. Когда Алексей
Александрович столкнулся с мыслью о том, что жена способна ему изменить,
он почувствовал, что “стоит лицом к лицу перед чем-то нелогичным
и бестолковым. Он стоял лицом к лицу перед возможностью любви в
его жене к кому-нибудь, кроме его, перед жизнью. И каждый раз, когда
он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее”. Алексею Александровичу
действительная жизнь не могла не представляться бестолковой и нелогичной,
потому что она никак не может принять указанную форму, составляющую
единственный смысл всей деятельности, всего существования героя.
Отношение Алексея Александровича к Анне воплощало сущность его отношений
с самою жизнью: игнорирование живой сложности, замена ее искусственной
стройностью внешней логдки. Вновь и вновь можно почувствовать, каким
насилием над жизнью были семейные отношения Каренина с Анной — медленным,
повседневным, постоянным угнетением. Настоящая жизнь для Толстого
— это страстное желание и умение человека жить жизнью всех людей,
общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая
жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей.
Анна наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим
даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и сочувствования
в буквальном смысле слова, то есть умения совместного чувствования
с другими людьми. Это и создает поэтический мир Анны.
Безжизненные глаза Каренина — это глаза, какими взглянула на героиню
романа окружавшая ее действительность. И то обстоятельство, что
человек с этими безжизненными глазами был связан со всей жизнью
Анны, обостряет трагизм ее одиночества в мертвой пустыне действительности,
одиночества в самой любви.
Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена
и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского
обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование
— гибель человека под колесами поезда, прообраз гибели героини,
гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью
о смерти. И история любви оказывается историей смерти.
Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает
как убийство.
Любовь Анны неизбежно должна была прийти к своему собственному отрицанию,
превращению в свою противоположность. Любовь, которая по сути означает
самое полное единение людей, превращается в самое полное разъединение.
Анна надеялась, что любовь заполнит их мир. Но оказалось, что любовь
стала причиной утери мира и, следовательно утери самой себя: “Раздражение,
разделявшее их, не имело никакой внешней причины, и все попытки
объяснения не только не устраняли, но увеличивали его. Это было
раздражение внутреннее...”
Ужасная развязка любви. Судьба Анны связана прежде всего с отношением
к действительности, окружавшей Анну. В Анне Карениной воплощен образ
человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности,
погубившей ее. Смысл эпиграфа приобретает глубокое значение в развитии
романа. Становится ясно, что речь идет о силе судьбы и о том, насколько
она руководит всеми деяниями человека и не признает оценочных суждений
кого бы то ни было.