Сочинение.
Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л.Н. Толстого
"Воскресение")
Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал
очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа
над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай,
рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в
Ясной Поляне в июне 1887-го.
Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения
не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души,
изображение двух человеческих судеб составляют основу романа.
Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде, узнает в подсудимой, обвиняемой
в убийстве, женщину, которую он много лет назад соблазнил и бросил.
Обманутая и оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный
дом и, потеряв веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается
на грани духовной смерти. Иными путями — ведя роскошную и развратную
жизнь, забыв о правде и добре, идет к окончательному нравственному
падению и Нехлюдов. Встреча этих людей спасает их обоих от гибели,
способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.
Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облегчить ее участь.
Сначала она враждебно относится к нему, не хочет и не может простить
человека, который ее погубил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова
заботиться о ее судьбе, эгоистичны. “Ты мной в этой жизни услаждался,
мной же хочешь и на том свете спастись!” — бросает она в лицо Нехлюдову
гневные слова. Но по мере воскрешения души возрождается и прежнее
чувство любви. И Нехлюдов меняется в глазах Катюши. Он идет за ней
в Сибирь, хочет на ней жениться. Но она отказывается от этого брака,
так как уверена, что он, не любя ее, из одного лишь чувства долга
решается связать свою судьбу с каторжанкой.
Обновление человеческой души показано как процесс естественный и
прекрасный, подобный возрождению весенней природы. Воскресшая любовь
к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все
это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которой жила она
в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро.
Постепенно узнавая жизнь угнетенных обездоленных, начинает отличать
добро от зла и Нехлюдов. В первых главах романа автор рисует его
образ нередко в сатирических тонах. Но по мере того как герой “Воскресения”
отдаляется от привилегированного круга, голос писателя и его голос
сливаются и в устах Нехлюдова все чаще звучат обличительные речи.
Так главные действующие лица романа проходят путь от нравственного
падения к духовному возрождению.
В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: “Все то страшное
зло, которое он видел и узнал за это время ... все это зло торжествовало,
царствовало, и не вин делось никакой возможности не только победить
его, но даже понять, как победить его”. Выход, который неожиданно
для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного
и пережитого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед
его глазами. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках
у Нехлюдова, — Евангелием. Он приходит к убеждению, что “единственное
и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого
страдают люди, — признавать себя неспособными ни наказывать, ни
исправлять других людей”. Ответ на вопрос о том, как уничтожить
весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым: “Прощать
всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких
людей, которые бы сами не были виновны...”