Сочинение.
Идейно-художественное своеобразие драматургии Л.Н. Толстого (по
пьесам "Власть тьмы" и "Живой труп")

Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений
жизни, так и по своему художественному качеству.
“Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую
страницу в истории русской и мировой драматургии. Один из создателей
эпоса нового времени, Толстой и в драматургии нашел оригинальные,
в высшей степени плодотворные пути творчества. Между его художественной
прозой и драматургией есть свои внутренние соприкосновения. Если
в “Смерти Ивана Ильича” и “Крейцеровой сонате” драматизм положений,
переживаний имеет в своей основе “подобие жизни”, то во “Власти
тьмы”, “Плодах просвещения” отражена драма народа, драма его повседневного
бытия.
Народная тема в русской драматургии разрабатывалась и до Толстого.
В драме А. С. Пушкина “Борис Годунов” показана роль народа в исторических
событиях.
“Бориса Годунова” и “Власть тьмы” отделяют друг от друга шестьдесят
лет. Внимание Толстого привлекают иные явления и стороны народной
жизни. Он показывает деревню в тот период ее существования, когда
старое тесно сплеталось с “новым”, когда все сильнее и сильнее ощущалось
воздействие буржуазных отношений. Писатель изображает повседневное
течение жизни, ее “обычный” уклад, но в этой обыденности он вскрывает
истинный драматизм, который входит неотъемлемым элементом в ее содержание.
Существенной особенностью обрисовки действующих лиц во “Власти тьмы”
является ярко выраженный нравственный критерий. Конфликты, характеры
героев развиваются в пьесе в силу своей жизненной логики, внутренней
необходимости, и вместе с тем стремления, поступки людей показаны
здесь в свете высоких этических требований, которым писатель всегда
придавал огромное значение. Нравственное начало и драматизм во “Власти
тьмы” образуют единое целое.
Стремление любыми средствами добиться материального благосостояния,
жажда богатства, легкой жизни, ведущие к преступлениям, вступают
во “Власти тьмы” в острое противоречие с горячим желанием жить по
справедливости; жестокость и подлость сталкиваются с нравственным
чувством. Здесь и выявляются истоки драматического конфликта пьесы,
в которой страстно осуждается не только само зло, но условия, породившие
его, осуждаются обычные нормы жизни, являющиеся отражением основных
принципов собственнического общества.
В совсем иной манере, иной тональности написана драма “Живой труп”.
Замысел произведения на тему, очень близкую этой пьесе, относится
к середине девяностых годов. В своем дневнике 9 февраля 1884 года
Толстой записал: “Ясно пришла в голову мысль повести, в которой
выставить бы двух человек: одного — распутного, запутавшегося, павшего
до презрения только от доброты, другого — внешне чистого, почтенного,
уважаемого от холодности, не любви”. Конкретизация этой мысли привела
художника к замыслу драмы, возникшему в 1887 году. Над созданием
“Живого трупа” Толстой работал вначале с огромным увлечением, а
затем появились сомнения в ценности и нужности этого произведения.
Отличительными чертами пьесы являются воплощение сложных психологических
коллизий и одновременно с тем тонкость, мягкость портретного рисунка,
внешняя сдержанность драматического повествования и внутренняя напряженность
чувств. “Живой труп” написан Толстым вскоре после завершения работы
над “Воскресением”. На первый взгляд, кажется не очень понятным
переход от гневного обличения, разящей сатиры “Воскресения” к акварельным
краскам “Живого трупа”. Однако использование различных средств,
путей художественного претворения замысла в жизнь как раз и свидетельствовало
о широте восприятия писателем действительности, богатстве его творческих
замыслов.
В то время как в “Воскресении” среда, с которой постоянно соприкасается
основной герой, представлена людьми, стоящими у власти, хранителями
порядка, в “Живом трупе” главное действующее лицо сталкивается с
аристократической “добропорядочностью”. В драме нет остро очерченных
отрицательных фигур, подобных героям социально-сатирического романа.
Те, с кем порывает Протасов, не отличаются какими-либо особыми пороками:
это средние, обыкновенные люди определенного общественного круга,
обладающие, с общепринятой точки зрения, многими достоинствами.
Но замысел художника и заключается в том, чтобы показать не только
крайние проявления тех принципов, на которых основана жизнь господствующих
классов, но и несостоятельность аристократической респектабельности.
В “Живом трупе” Толстой развивает действие, не проводя вначале резких
внутренних разграничений между героями. Но одновременно с тем он
рисует в качестве исходной ситуации конфликт, стремясь изнутри прояснить
характеры героев. Духовный облик действующих лиц раскрывается постепенно,
в противоречии с тем, какими герои кажутся при первом знакомстве
с ними, вопреки тому, как оценивают их окружающие, что они думают
сами о себе.
И вместе с тем характеристика “респектабельных” героев несет в себе
явные обличительные начала. Однако в процессе развития действия
хорошее и дурное как бы меняются своими местами; то, что признавалось
многими значительным, добропорядочным, выступает как мелкое и ничтожное,
и наоборот, то, что оценивалось как ничтожное и низменное, предстает
в своем душевном обаянии и силе.
Существенной особенностью “Живого трупа” является неразрывная связь
социального, психологического и нравственного аспектов. Освещение
коллизий жизни, психология героев в “Живом трупе”, как и в других
произведениях Толстого, включает в себя нравственный конфликт, который
не обособляется от внутреннего развития драмы, но ясно проступает
в обрисовке ее действующих лиц.
Пожалуй, никто из русских и западноевропейских драматургов не выдвигал
с такой глубокой художественной мотивацией, как автор “Власти тьмы”
и “Живого трупа”, те высокие этические требования к человеку, которые,
по мнению писателя, должны составлять важнейшее начало духовной
жизни.