Сочинение
9 класс. Образ Молчалина в комедии А.С. Грибоедова "Горе от
ума"
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без
изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья
зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
А. С. Грибоедов
«.. .Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку»,
— так говорил о замысле своего произведения сам А. С. Грибоедов,
имея в виду тот факт, что Софья предпочитает Молчалина Чацкому.
Но можно ли однозначно назвать Молчалина глупым?
Читая комедию, мы все больше убеждаемся,
что это не совсем верно. Он, всегда все слышащий и видящий, тонко
разбирается в психологии, особенно женской. Так, например, убедившись
в том, что угодливость и лесть действуют благотворно и умиротворяюще
на Хлестову, Молчалин сознательно сыплет комплиментами:
Ваш шпиц — прелестный шпиц; не более наперстка,
Я гладил все его; как шелковая шерстка.
В ответ на свою любезность он получает ее расположение. И в этом
вся сущность героя, как точно охарактеризовал его Чацкий:
Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут впору карточку вотрет...
В этом эпизоде также ярко раскрывается смысл характеристики Молчалина,
которую он сам себе дает: «умеренность и аккуратность». В ней —
вся тактика поведения и жизни героя: обдуманность всех поступков
и слов; подчинение людей, событий, обстоятельств медленному, но
неуклонному движению вперед, к достижению своей цели. А цель его
вполне конкретная и определенная — «почести и знатность». Для того
чтобы приобщиться к аристократической среде, безродному Молчалину
необходимо было обладать большой хитростью, ловкостью и осторожностью.
И он в совершенстве овладевает и искусно пользуется этими качествами,
что и приводит его постепенно к желаемым результатам:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.
На первый взгляд кажется, что Софью привлекает в герое его скромность,
кротость, застенчивость. Однако стоит обратить внимание на поведение
девушки, когда он падает с лошади; на то, как она реагирует на замечания
Лизы и самого Молчалина. Здесь мы видим настоящие чувства, которые
она не желает скрывать и которые считает самым высоким и значительным
в жизни. Чувства Софьи — это влюбленность, преклонение, даже подчинение,
а не только лишь стремление покровительствовать любимому человеку
«бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова
возражать на любые, даже самые страстные и благоразумные, доводы
Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина,
проявляя готовность следовать его указаниям:
Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы;
Боюсь, что выдержать притворства
не сумею...
Но и в отношении этого героя к Софье чувствуется тот же точный и
корыстный расчет. Он твердо уверен, что знает, как должен обращаться
с женщиной и что необходимо ему для того, чтобы ее очаровать и подчинить
себе. Отсюда же и его высокомерие по отношению к Лизе. Есть своеобразный
циничный смысл в том, как он перечисляет те безделушки, за которые
он готов купить расположение девушки.
Молчалин своим изворотливым умом
смог оценить обстановку в доме Фамусова. Он быстро понял, что наскоки
Чацкого на ценности мира Фамусовых и скалозубов приведут его к бесспорному
поражению. Именно поэтому в вежливых, подчеркнуто простодушных репликах
героя слышатся наглость и высокомерие, мстительная радость плебея,
сумевшего возвыситься над аристократом. Именно сознание «обреченности»
Чацкого в этом мире дает Мол-чалину право и возможность на минуту
поддаться жалости к нему. Но лишь на минуту — затем он снова прячется
в свою надежную скорлупу, становится робким и угодливым.
Таким образом, за внешней кротостью
Молчалина кроются мощная энергия и целеустремленность, упорство
и настойчивость в достижении своих целей, а за показной скромностью
— цинизм и двуличие. В нем действительно есть сила и значительность,
основанные на осторожном, гибком уме и наблюдательности, которые
и позволили Софье предпочесть его Чацкому. Но эта сила и энергия
направлены не на добро и общее благо, а лишь на расширение и подкрепление
собственного эгоизма. Не случайно Ф. М. Достоевский писал в 1876
году в своем «Дневнике писателя»: «...я чуть ли не сорок лет знающий
«Горе от ума», только в этом году понял как следует один из самых
ярких типов этой комедии, Молчалина...»