Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. "Печально я гляжу на наше поколенье!"

1 вариант сочинения

Одним из наиболее значительных произведений М. Ю. Лермонтова, посвященных гражданской тематике, является стихотворение «Дума», в котором поэт размышляет о судьбах отдельных людей и всего народа. Эти размышления наполнены обжигающей страстью, резкостью и яркой образностью, отчего и предстают особенно убедительными. Произведение это во многом оригинально и принадлежит к особому жанру лирико-философской миниатюры. В. П. Боткин писал: «Главное орудие всякого анализа и отрицания есть мысль, — а посмотри, какое у Лермонтова повсюдное присутствие твердой, определенной, резкой мысли, — ...его занимает одна мысль, — и от этого у него часто такая стальная, острая прозаичность выражения».

В «Думе» перед нами предстает лирический герой совершенно нового типа. Это умный, мыслящий человек, способный с исторических позиций оценить общественные явления; но это и человек огромного мужества, рискнувший вынести суровый приговор всему поколению.

В начале произведения автор как бы со стороны, в одиночку наблюдает за происходящим:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно...

Затем герой бегло упоминает об «отцах», хоть и не свободных от ошибок, но прославившихся своими победами в борьбе с Наполеоном. Люди предшествующего поколения сокрушили врага, отстояли независимость России, через всю жизнь пронесли мечту о свободе своего народа.

По мере развития темы, поэт соединяется со своим народом, его собственное «я» переплетается с «мы» всего поколения. Так как лишь ощутив себя внутри своего времени, можно в полной мере осмыслить трагическую природу жизни со всеми ее проблемами, ошибками, противоречиями. Здесь происходит совмещение философского и исторического аспектов, каждый из которых дополняет и усиливает значимость другого. Перед нами предстают «дети» — люди молодого возраста, которые должны бы творить, достигать вершин прогресса, приумножать славу Отечества своими делами. Но вместо этого они плетут интриги, злословят, проводят время в бессмысленных занятиях:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...

Не отождествляя свою позицию с позицией своего поколения, автор одновременно ощущает себя в нем и вне его. С горечью отмечает он признаки болезни, охватившей общество: нравственное безразличие молодежи проявляется в одинаковой готовности служить и добру и злу, в отсутствии внутренней гордости и чувства независимости. И поэт берет на себя ответственность за своих современников. Он признает духовное оскудение молодого поколения, стыдится этого и пытается воззвать к умам «потомков»:

К добру и злу постыдно равнодушны...

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

От строфы к строфе движется и развивается мысль автора, порожденная духовной жаждой. Скорбно, печально ощущение того, что поколение его современников пройдет по жизни «без шума и следа». Но само напряжение духовной мысли плодотворно, от него веет надеждой и бодростью. Он обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим «лишним людям». И здесь автор ставит вопрос: как же отнесутся они к своим предкам? Его твердое убеждение — что потомки должны строго осудить их, осудить вдвойне, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. В их мыслях непременно будет звучать укор поколению, которое не принесло миру «ни мысли плодовитой, ни гения начатого труда». Поэтому так суров его приговор:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Таким образом, М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами; высказывает острую критику поколению «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят все ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей родины.

2 вариант сочинения

М. Ю. Лермонтов сказал в литературе новое слово, выразил настроения и думы лучших русских людей 30-х годов XIX в. Эти люди начали созидательную жизнь после разгрома движения декабристов, в годы николаевской реакции. В эти годы дворянская и разночинная молодежь мучительно размышляла о путях развития общества, о смысле жизни, об оторванности передовых людей от народа, о необходимости сближения с народом.

«Лермонтов полностью принадлежит к нашему поколению, — писал А. И. Герцен. — Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли! Это уже не были идеи просвещенного либерализма, идеи прогресса, — то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Лермонтов влачил тяжелый груз скептицизма через все свои мечты и наслаждения. Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».

Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие. Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.

Еще в юношеском стихотворении «Монолог» Лермонтов точно определил сущность трагедии своего времени:

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Настроениями духовной разобщенности и опустошенности проникнуто стихотворение «И скучно и грустно», которое Белинский причислил к «величайшим созданиям поэзии».

Лермонтов осознает необходимость не только правдиво отразить несовершенство жизни современного ему общества, но и будить общественную совесть. Он зовет поэтов и художников к созданию передового искусства.

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой.

И страсти голос благородный? —

пишет он в стихотворении «Журналист, читатель и писатель».

В журнале «Отечественные записки» в 1839 г. было напечатано стихотворение «Дума», в котором мыли о судьбе родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения были выражены наиболее точно и горько.

Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно —

как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и всего поколения пройдет

...без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы», испытывая горечь от того, что его поколение:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Сегодня слова о рабстве перед властью особенно актуальны: наше поколение тоже испытывает это рабское чувство, боясь борьбы, стремясь жить в покое и достатке, не думая о людях, которые по каким-либо причинам лишены этого достатка и не могут трудиться, чтобы обеспечить достойную жизнь себе и своим детям.

Выросшее в условиях политической и социальной реакции, поколение Лермонтова стало холодным и равнодушным:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Однако сам Лермонтов повернулся к жизни народной, к крестьянской России, видя в ней возможное разрешение одиночества и разобщенности людей своего круга:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

3 вариант сочинения

Лермонтов - поэт своего времени. Про него с уверенностью можно сказать, что характер его творчества и его направленность определяло историческое развитие общества. Большую часть своих произведений (в том числе и прозу) Лермонтов создавал, глядя на свое поколение. Отсюда и название известного романа - «Герой нашего времени».
Уже первые стихотворения Лермонтова, написанные в самом юном возрасте, поражают безотрадностью, разочарованностью в жизни и в людях. Но все это вполне объяснимо: Лермонтов - поэт эпохи, его стихи суть размышления о том, что окружает его. В известном стихотворении Лермонтова «Бородино» есть слова:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!

Здесь звучит мотив разочарованности в молодом поколении. Создается впечатление (впрочем, не только при прочтении этого произведения), что поэт - старик, убеленный сединами. Мировосприятие Лермонтова в действительности таково, что он смотрит на своих сверстников глазами старика.
Мысль о людях «нашего времени», прозвучавшая в стихотворении «Бородино» - жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии. Тоска по жизни, по настоящей жизни, внушила поэту подобные строки. Именно это чувство, смешанное с благородным негодованием, является основой лирики Лермонтова.
Еще Белинский (один из лучших русских критиков) писал, что век, в который довелось жить ему, Лермонтову и еще многим знаменитым современникам,- «век по преимуществу исторический». И вся деятельность людей, все их думы, вопросы и ответы вырастают «из исторической почвы и на исторической почве». Отсюда Белинский делает вывод, что «наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, «рефлексии».
Лермонтов стал ярчайшим представителем этого века. Его «философствующий дух» в полной мере проявился в стихотворении «Дума». Поэт здесь говорит о новом поколении. Слова его полны горечи и сожаления:

Печально я гляжу на наше поколение!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Поэт не видит будущего у нового поколения. Главная беда его представителей состоит в бездействии. Пассивность общества Лермонтов объясняет очень просто:
Богаты мы, едва из колыбели,
ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Люди не успевают начать жить, как жизнь им уже наскучивает. Им хватает опыта своих отцов и утомляет процесс накапливания своего собственного опыта. Поэт говорит «мы», подразумевая и себя под представителями нового поколения. Его точно так же «томит жизнь», он так же ненавидит и любит «случайно», он, наряду с другими, называет себя «промотавшимся отцом» будущих поколений.
Эти стихи, написанные как будто с большой долей субъективности, с упором на авторское «я», на самом деле имеют общечеловеческий смысл. В нем, наверное, каждый представитель одного поколения с Лермонтовым находил отражение своих собственных мыслей и чувств, разгадку собственного уныния и душевной апатии. Да и в наше время некоторые люди смогут найти в этом стихотворении частичку своих мыслей и отголосок своих терзаний.
Жалобы на жизнь, прозвучавшие в стихотворении «Дума», отнюдь не единичны в лирике Лермонтова. Они присущи очень многим его творениям, в частности, небезызвестному стихотворению «И скучно и грустно». Вывод, который делает поэт в конце стихотворения, вполне в его духе:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка...

Это стихотворение читать не просто тоскливо, но и страшно. Какая апатия, какой упадок духа! Сразу же на ум приходит Пушкин с его брызжущим через край жизнелюбием. Казалось бы, оба поэта жили в одно и то же время, но насколько разное у них было мировосприятие! Как сказал тот же Белинский, стихотворение «И скучно и грустно» - «потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний Жизни».
Творчество Лермонтова - портрет эпохи. Его мрачные умонастроения - не что иное, как реакция на жизнь общества, в котором ему довелось жить. Поэтому худшие, мрачнейшие стороны жизни того времени можно изучать по лирике Лермонтова. А если мы захотим все же составить полную картину и увидеть также плюсы, светлые стороны, то достаточно обратиться к жизнелюбивой лирике Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта