Сочинение.
Традиции русской классики в творчестве
И. Бунина
Начало XX века вошло в историю как время грандиозных исторических
и культурных потрясений, период надежд и разочарований- По словам
Н. Бердяева, эта эпоха соединила в себе “чувство заката и гибели
с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни”. Общим для
всех было ощущение изжитости существовавшего порядка вещей. Представления
об однозначных закономерностях, об абсолютной предсказуемости человеческой
жизни и реальной возможности объяснить действительность оказались
несостоятельными. Этим определялся напряженный поиск новой системы
ценностей, в который активно включилась литература рубежа веков
и начала XX века. Социальная динамика обусловила напряженно драматическое
переживание действительности в искусстве. С начала нового столетия
литература становится полем соревнования различных направлений,
искавших собственные ответы на поставленные ранее вопросы. Для сознания
людей было характерно не только отрицание несовершенной действительности,
но и нарастая сомнений в возможности близкого обновления. Этим определяетсяусиление
катастрофических настроений в литературе. Трагическое предчувствия,
мрачный взгляд на перспективы человека отражены в прозе И. Бунина.
Писатель обращался к сложным нравственным философским проблемы.
Своим учителем
писатель считал Л. Толстого, который повлиял на трактовки некоторых
тем. И. Бунин увлекался в свое время толстовской теорией непротивления
злу насилием. Герой повести “Деревня” Кузьма верит в идеал Платона
Каратаева. Но жизнь заставляет усомниться в возможности его осуществления.
Автор наделяет героя собственными раздумьями и разочарованиями.
И. Бунину присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно
поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести
Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть изображается
как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает
всю свою жизнь. Соглашаясь с Толстым, Бунин идет дальше своего учителя.
В рассказе “Господин из Сан-Франциско” показывает безликого американского
миллионера, чья жизнь была расписана по дешевым рецептам и пронизана
фальшью. Это всего лишь скверная игра, за которой скрыто духовное
угасание. Не случайно господин из Сан-Франциско умирает, казалось
бы, в лучшие мгновения жизни. Все его существование иллюзорно, и
к нему не приходит раскаяние. После смерти миллионера ничего не
меняется вокруг. Бездушная игра продолжается: хозяин отеля не хочет
тревожить постояльцев, а на пароходе, где американец был одним из
желанных пассажиров, теперь тщательно прячут гроб с его телом в
трюме. Прячут и продолжают вести призрачную жизнь. Кораблю с названием
“Атлантида” Бунин придает символический смысл, делая пароход моделью
мира, находящегося на краю пропасти в хаосе и тумане, не замечая
океана зияющей бездны, грозящей проглотить корабль-человечество,
и дьявола, следящего за пароходом. Сложным было отношение писателя
к Ф. Достоевскому. Бунин отрицал его мировоззрение, но все-таки
обращался к проблемам, затронутым Достоевским. Сильнее всего это
проявилось в рассказе “Петлистые уши”. Бунин доводит до крайности
характер идейного преступника. Отталкиваясь от образа Раскольникова,
писатель показывает преступление без наказания. Мир, по мнению Бунина,
достиг предела бездуховности и распада. Адам Соколович иронизирует
над Достоевским, утверждая, что покаяние — это удел слабых. Одним
из участников действия рассказа является Петербург. Бунин развивает
тему города кошмаров, города дьявола и “петлистых ушей”. Столь мрачная
картина, нарисованная писателем, заставляет убедиться в том, что
на смену надеждам русской классики приходят безнадежность и трагические
предвидения.
По мироощущению
И. Бунину ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве
последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает
новое столетие. Бунин перенял у своего старшего современника интерес
к жизни обычного человекаа не маленького или великого, а среднего.
Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь
в российской глубинке. Рассказ “Чаша жизни” написан в духе чеховского
“Ионыча”. Вещный мир поглощает героев, убивая их мечты. Обаятельна
и трогательна Александра Васильевна, главная героиня, чей внутренний
мир наполнен радостью и надеждой. Но и ее жизнь прошла без счастья
и смысла. Попытка вернуться к памяти юности и весны оказалась безнадежной:
ничего исправить героиня уже не успевает. В конце рассказа возникает
образ поезда, несущегося через всю Россию, где очень много несостоявшихся
людей. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная
ценность, способная поддержать человека, — это вспышка любви. Об
этом рассказ “Солнечный удар”. Построенный по аналогии с чеховским
рассказом “Дама с собачкой”, он содержит внутреннюю полемику с ним.
Для Чехова встреча героев и посетившее их чувство — залог будущего
обновления жизни. Для Бунина любовь — это только мгновение, солнечный
удар. За ним может не последовать изменений, но в нем оправдание
всей их жизни.
Обращение
к творчеству И. Бунина позволяет понять, как шло развитие русской
литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось
оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более
искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые
горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения
И. Бунина.