Сочинение
9 класс. "Пусть другие поют старину, а я счастлив родиться
ныне, и мне по душе время, в котором живу" (по творчеству Овидия)
Золотым веком принято называть период
становления Империи. Именно на это время приходится творчество одного
из великих классиков Рима — Овидия Публия Назона. Выходец из небогатой
семьи, Овидий, однако, получил хорошее образование, и родители прочили
ему карьеру адвоката. Но еще в юные годы у него зародился интерес
к поэтическому творчеству и проявились немалые способности в стихосложении.
Благодаря своему таланту он быстро приобрел известность в римском
обществе, где особенно высоко ценилась любовная лирика поэта.
Ранний период творчества Овидия в основном посвящен популярной в
те времена теме любви. В этот период он создал такие известные произведения,
как «Любовные элегии», «Науку любви», «Лекарство от любви», «Косметические
средства», «Героини».
Уже в самой первой книге — «Любовных элегиях» — проявился оригинальный
способ мышления поэта. В отличие от привычных жанров, в которых
серьезно и глубоко воспевались чувства влюбленного человека, его
переживания, мечты, страдания, автор
создает совершенно иной стиль. Описываемые им чувства легки и порой
легкомысленны. В его произведениях ощущается тонкая ирония, веселость,
игривое отношение. Восхищаясь красотой своей возлюбленной, он, тем
не менее, не склонен к непременному постоянству. Поэт уделяет значительное
внимание и другим девушкам, оставаясь по-своему верен своей даме
и испытывая к ней довольно серьезные чувства. Однако даже в описании
его любовных размышлений и личных переживаний отсутствует возвышенный
тон.
Его элегии и любовно-эротические поемы содержат не только шутливые
наставления из области любовной науки, но и яркие описания обычаев
и быта развращенной и распущенной верхушки римского общества. Эти
произведения отличаются изяществом, мелодичностью речи, тонким юмором
и легкостью изложения. В то же время они наполнены косвенной критикой
реформ Августа, установления в обществе строгих моральных норм древней
старины.
Высокое мастерство Овидия как психолога, знатока человеческих характеров
и душ проявилось в собрании поэтических посланий — «Героини». Здесь
автор глубоко и смело отобразил переживания любящей женщины в великом
множестве их разновидностей и оттенков. Каждая из его героинь —
яркая индивидуальность, неповторимая личность, каждая обладает своим
особенным внутренним миром, непохожим на мир остальных.
Второй период творчества поэта ознаменовался созданием самого известного
и крупного из его произведений — «Метаморфозы». При написании «Метаморфоз»
Овидий использовал множество сюжетов из греко-римской мифологии,
делая упор на описания всевозможных превращений в природе. Автор
стремился создать поэтическую историю Вселенной — с момента выхода
из Хаоса до современных поэту времен. И хотя работа его осталась
незавершенной, поэма оказала огромное влияние на все европейское
искусство. Также к этому времени относится научно-мифологическая
поэма «Фасты», которая имеет не только художественное, но и познавательное
значение. В ней автор рассказывает о происхождении римских праздников,
освещает знаменитые события истории, опираясь на многочисленные
древние источники. Поскольку сами источники не сохранились, то именно
«Фасты» являются в какой-то мере первоисточником и историческим
документом древнего мира.
Третий период творчества Овидия начался после его внезапного изгнания
из Рима. Причины этой ссылки до конца не известны. То ли она была
связана с делом внучки Августа — Юлии, высланной из Рима за распущенность;
то ли с политическими интригами жены Августа — Ливии. Существуют
сведения о том, что поэт был в курсе этих событий, и Август, узнав
об этом, решил удалить его из римского общества. В любом случае,
решение правителя оказало сильное влияние на взгляды и чувства Овидия.
Произведения этих лет в основном овеяны меланхолией, грустью, ностальгией
по родине и друзьям. В ссылке он создает «Скорбные элегии» и «Письма
с Понта», в которых раскрывается вся искренность и глубина чувств
поэта, его надежды и разочарования, его мысли и мечты. Стихотворения
этих лет были высоко оценены А. С. Пушкиным, который во многом видел
сходство собственной судьбы и судьбы Овидия.
Литературное наследие римского поэта, богатое и разнообразное в
идейном и жанровом отношении, имело большое значение, как для современников,
так и для будущих поколений. Его произведения являются великими
памятниками истории, мифологии, литературы, психологии. Они поставили
поэтическое творчество на совершенно новую ступень развития, открыли
абсолютно новые направления и традиции в искусстве.