Сочинение
9 класс. Поэт - изгнанник Данте Алигьери
В творчестве великого итальянского
поэта Данте Алигьери, которого критики справедливо называли «колоссальной
фигурой», «последним поэтом средневековья и вместе с тем первым
поэтом нового времени», в полной мере отразилась его собственная
сложная и противоречивая судьба. Сохранивший в своем мировоззрении
многие черты средневековых представлений, он вместе с тем нес миру
свежее гуманистическое видение окружающей действительности. В этой
борьбе между старым и новым у Данте брало верх новое, в чем и заключается
величие поэта.
С ранних лет жизненный путь писателя определяли три направления,
нередко связанные между собой: любовь к Беатриче, активное участие
в политической борьбе и преданность поэтическому творчеству. Данте
очень рано приобщился к политике, посвятив ей почти всю свою жизнь.
Он был одним из ведущих деятелей партии белых гвельфов — партии
городского дворянства. После их поражения, в 1302 году, Данте был
изгнан из Флоренции и заочно приговорен к сожжению в случае самовольного
возвращения. Всю оставшуюся жизнь он провел в постоянных скитаниях
по Италии, находя убежище у своих однодумцев. В 1315 году поэт был
вторично приговорен к казни. Однако даже в этой трудной ситуации
Данте не сложил оружия, не потерял твердости духа. Наоборот, именно
в годы изгнания он уверенно стал говорить от имени всего человечества,
которое хотел видеть живущим в справедливом и счастливом мире, где
будет покончено с бесправием, когда «одни правят, а другие страдают».
Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами,
интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный
опыт изгнанника, осознание единства итальянской нации — все это
привело к тому, что Данте возложил надежды на германского императора
Генриха VII, в котором видел миротворца, наследника Римской империи,
способного возродить Италию.
В научных трактатах, созданных в изгнании: «Пир», «О народном красноречии»,
«О монархии», содержится немало новых, передовых мыслей. В «Пире»
он призывает даже малообразованных людей из народа приобщиться к
научным знаниям. Эта мысль усиливается еще больше в трактате «О
народном красноречии», где автор утверждает право народного итальянского
языка стать языком науки и литературы. Третье произведение — «О
монархии», из-за своих прогрессивных настроений, было занесено в
список книг, запрещенных Ватиканом. В этом трактате поэт выступает
со смелым протестом против претензий церкви на политическую власть.
Вместе с тем он выражает свою мечту о прекращении войн. Здесь автор
защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно
обеспечить земное благополучие людей. Это произведение вызвало немало
споров и возмущений: его обвиняли и в утопизме, и в возвращении
к средневековью. И действительно, трактат, как и все творчество
поэта и само его мировоззрение, довольно противоречив.
Данте тяжело переживал смерть Генриха VII, так как она означала
крах всех его надежд. Однако и этот духовный кризис поэт сумел преодолеть,
создав в изгнании свое самое гениальное произведение — «Божественную
комедию». Цель создания которой сам поэт определил так: «Цель этого
произведения — вырвать всех живых из когтей несчастья и повести
их к счастью». Образы поэмы глубоко символичны. Например, темный
лес, в котором заблудился автор, отражает его внутренние колебания,
и в то же время — анархию, которая царила в Италии. Скалистое ущелье
— символ того места, где пребывает многострадальное человечество.
Светлая, зеленеющая верхушка горы — царство справедливости, к которому
стремится Данте. Но на пути к этой цели стоят три основные преграды:
пантера — ложь и измена; лев — гордыня, жажда власти, насилие; волчица
— эгоизм и собственничество. Преодолеть эти препятствия людям помогают
наука, искренняя любовь друг к другу в сочетании с божественной
благодатью. В то же время поэма содержит в себе намеки на реальную
действительность. Ад в произведении является огромной политической
тюрьмой, в основном населенной врагами самого автора. Он не побоялся
поместить туда и трех римских пап, которые, согласно церковным учениям,
«безгрешны». Настоящий патриот и гражданин, Данте был беспощаден
к тем, кто относился с безразличием к судьбе родины и предавал ее
интересы. Для поэта не существует более страшного греха, чем измена
монарха, который должен быть воплощением родины.
«Божественная комедия», как и все произведения Данте, наполнена
духом борьбы, она одновременно является и политическим памфлетом
и философским произведением, в котором затронуты общечеловеческие
проблемы.
Политическая активность Данте Алигьери, его обеспокоенность судьбой
родной страны, понимание перспектив развития общества сделали поэта
видной политической фигурой. Его передовые устремления, несмотря
на то что из-за них он был изгнан и приговорен к казни, продолжали
жить в его душе и вдохновлять на новые и новые творения. Не имея
возможности самому продолжать активную борьбу, Данте сражался словом,
обращался к народу при помощи своих бессмертных произведений.