Сочинение.
Роль символических образов в повести
А.И. Куприна "Гранатовый браслет"

Удивительной судьбы человеком был Александр Иванович Куприн. С широкой,
доброй, отзывчивой душой. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда
жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная
любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает
ему честь и как человеку и как писателю. Многое познал он в жизни
и поставил жизненный опыт на службу своему творчеству.
Талантливый писатель Александр Иванович Куприн — признанный мастер
короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них яркая, красочная
картина русской жизни конца XIX и начала XX века.
“Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья”
— эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом
ко всему его творчеству. Великий жизнелюб, он верил, что жизнь станет
лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы.
Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви — эти темы вечны в творчестве
писателей, поэтов, художников, композиторов.
Не обошел их и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом,
прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев писал
он о любви. Пожалуй, самой поэтичной повестью Куприна стал “Гранатовый
браслет” — о неразделенной великой любви, любви, “которая повторяется
только один раз в тысячу лет”.
В “Гранатовом браслете” Куприн создает несколько символических образов,
на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе
весь идейный смысл повести.
“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили
отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью
Черного моря” — начало произведения можно назвать первым символом.
Описание пасмурной, сырой погоды, а потом ее внезапное изменение
имеет огромное значение. Если под “молодым месяцем” понимать главную
героиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под
погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина.
“Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась.
Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и
теплые, каких не было даже в июле”. Эта перемена и есть та самая
возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в повести.
Символичен образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как
независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “Вера пошла
в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным,
но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую
можно видеть на старинных миниатюрах”. Вера Николаевна, благородная,
удивительная женщина — воплощение человека, достойного настоящей,
“святой” любви.
Немалое значение отводит Куприн “тучному, высокому, серебряному
старцу” — генералу Аносову. Именно ему предписано заставить Веру
Николаевну более серьезно отнестись к любви таинственного Г. С.
Ж. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы
его внучка могла посмотреть на свою собственную жизнь с Василием
Львовичем с разных сторон. Ему принадлежат пророческие слова: “...
может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая
любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны
мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение.
Автор доверил ему сделать очень важный вывод, имеющий в повести
огромное значение: в природе истинная, святая любовь крайне редка
и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь
Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает
верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Причиной развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок
Вере Николаевне ко дню ангела. Подарком выступил новый символ той
самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает
каждая женщина, — гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что
его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет
имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать
дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной
смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает:
“Я знаю, что этот человек убьет себя”. Куприн сравнивает пять гранатов
браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями”, а княгиня, засмотревшись
на подарок Желткова, с тревогой восклицает: “Точно кровь!”. Любовь,
которую символизирует браслет, не подчиняется законам и правилам.
Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков — только
мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Но это обстоятельство
не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только
в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное
чувство: “... Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К сожалению,
значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает
беспокойство: “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку,
которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному
“Пе Пе Же”.
Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается
тяжелейшим для нее вопросом: что это было — любовь или сумасшествие?
Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит
безнадежно, страстно и идет в своем чувстве до конца. Он принимает
свою любовь как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера
Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье,
любовь к Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит
с великой любовью в сердце, унося с собой и говоря любимой: “Да
святится имя Твое!” И остается людям только символ этой красивой
любви прекрасного человека — гранатовый браслет.