Сочинение
9 класс. "Фауст" - трагедия познания
...Что значит — знать? Вот в чем
все затрудненья!
Кто верным именем младенца наречет?
Где те немногие, кто век свой познавали,
Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали,
С безумной смелостью к толпе навстречу шли?
Их распинали, били, жгли...
Гете «Фауст»
«Величайшим немцем» называл Ф. Энгельс
выдающегося писателя эпохи Просвещения И. В. Гете. Его творчество
не только открыло новую страницу в истории национальной литературы,
но и стало отражением взглядов и устремлений целого поколения. «Я
охотно вникаю в жизнь и культуру иноземных народов», — писал Гете,
сознавая, что для того, чтобы воздействовать на окружающий мир,
необходимо знать, как он устроен, видеть и различать все его грани.
Произведения Гете стали воплощением передового образа мыслей, бунтом
против средневековой отсталости, предрассудков, невежества. Поэт
бросил смелый вызов миру насилия и несправедливости. И. Франко писал,
что «Фауст» стал проявлением революции, той самой, которая вспыхнула
в Париже грозным пожаром, разрушила автократическое королевство
дворян и попов и провозгласила «Декларацию прав человека». И это
не случайно, ведь замысел трагедии сложился непосредственно после
знаменитых событий во Франции.
«Фауст» — философская драма, где основа конфликта определяется не
просто столкновением различных человеческих характеров и мнений,
а столкновением идей, борьбой принципов. И главное в произведении
— даже не сюжет, а развитие мысли автора. Известные образы христианской
легенды в изложении Гете приобретают совершенно иной смысл. Все
в природе находится в постоянном движении, в борьбе. Но какое же
место, какая роль отведена здесь человеку? В чем смысл его существования?
Велик он или же ничтожен? Вот какие вопросы ставит перед нами поэт,
хотя сам твердо уверен, что
...чистая душа в своем исканьи смутном
Сознаньем истины полна!
А потому он верит в высокое предназначение
человеческой жизни.
На протяжении всего произведения автор утверждает стремление человека
к познанию мира. И здесь возникает очередной
конфликт — между подлинной наукой и мертвым знанием, носителем которого
выступает Вагнер, который
...Без скуки безотрадной
Копается в вещах скучнейших и пустых...
Фауст же, наоборот, стремится вырваться
из оков средневековой науки и познать жизнь во всей ее красоте и
многообразии. А это познание невозможно без движения вперед. «Деяние
— начало бытия», — эту мысль поэт развивает на протяжении всего
действия трагедии, ведь только своей деятельностью, своим трудом
человек может проложить себе дорогу в будущее и доказать величие
человеческого рода.
Еще одним существенным фактом, в котором твердо уверен автор, является
то, что любое познание невозможно без сомнения. Отсюда и вытекает
основной мотив драмы — борьба противоположностей, возникновение
постоянных противоречий. Потому и происходит в душе героя столкновение
веры и сомнения, душевного порыва и холодного рассудка, что все
это — неотъемлемые части сложного, порой трагического процесса постижения
истины. Наиболее ярко этот мотив выражен в словах Фауста:
Ах две души живут в больной груди
моей
Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!
Действительно, именно сомнение часто
служит одним из элементов познания, — когда, пристально изучая факты
и явления, проверяя и перепроверяя их, ничего не принимая на веру,
человек постепенно достигает истины.
Таким образом, в «Фаусте» поэт отразил сложный и противоречивой
путь героя к истине, к живому знанию. Ради овладения этим знанием,
Фауст готов преодолевать любые препятствия, соблазны: и сомнения.
Потому что перед ним высокая цель — доказать высокое предназначение
человека, опровергнуть утверждение Мефистофеля, что свой разум человек
...на одно лишь смог употребить
—
Чтоб из скотов скотиной быть!
Своим произведением Гете зовет нас
к непрерывному подвигу во имя будущего, к непрерывному стремлению
вперед, к постоянной борьбе с пассивностью, смирением, равнодушием
и успокоенностью.