Сочинение
9 класс. Роль злого начала в исканиях Фауста
Изображение сил зла в художественной
литературе настолько разнообразно, что впору заняться классификацией
чертей, демонов, духов и прочей нечисти, свободно разгуливающей
по страницам романов, новелл, поэм, драм. Но лишь в одном произведении
мировой литературы враг рода человеческого изображен так всесторонне,
так интересно и даже порой привлекательно.
«Я часть той силы, что желает зла, но вечно совершает благо», —
так можно охарактеризовать Мефистофеля, героя трагедии Гете «Фауст».
Этот персонаж взят автором их германского фольклора. Согласно одной
из версий, его имя созвучно немецкому «Teufel» — «черт». По другой
версии имя Мефистофель происходит от греческого «mephitis» — «миазмы»,
«зловоние».
Может создаться впечатление, что в трагедии Мефистофель исполняет
роль слуги и наперсника Фауста. Нечистый дух выполняет все поручения
доктора, выручает его из самых сложных ситуаций. Но на самом деле
Мефистофель — не слуга, а, скорее, хозяин Фауста. Заключив пари
с Богом, Мефистофель только и ждет момента, когда Фауст пожелает
остановить время, и тогда бессмертная душа доктора окажется в полной
власти злых сил.
«Добро не было бы добром, если бы не существовало зла», — гласит
древнее изречение. Только между злом и добром возможен конфликт,
на котором основывается как интрига художественного произведения,
так и сама жизнь. Можно сказать, что Мефистофель — обратная сторона
души самого Фауста, где поселились неверие, скепсис, цинизм. Не
Фауст ли, изверившись в силе разума, обратился к потусторонним силам
с просьбой дать ему настоящее знание? Не Фауст ли, одержимый страстью,
требовал у Мефистофеля прекрасную Гретхен?
«Фауст» состоит из двух частей. По удачному замечанию одного из
русских литературоведов, первую часть «Фауста» можно назвать «театральной»,
а вторую «мистической». При внимательном чтении в трагедии можно
найти не только «двух Фаустов», но и «двух Мефистофелей».
Фауст первой части трагедии — мудрец с бунтующим разумом, человек,
не желающий оставаться в рамках обыденности, не способный смириться
с тем, что познанию положен божественный предел. Во второй части
Фауст — строитель, зодчий, заботящийся о пользе для человечества.
Именно в служении ближнему Фауст находит смысл своей жизни. Мефистофель
из проводника, движущего сюжет первой части трагедии, во второй
становится чем-то вроде шута, развлекающего читателя, и эта его
роль весьма важна.
Развязка второй части «Фауста» трагичнее первой. Лишившийся зрения
старик, Фауст продолжает работу своей жизни — строительство плотины.
Но эта стройка, увы, происходит лишь в его сознании, а его приказы
выполняют лемуры — бесплотные обитатели царства мертвых. Но и здесь
Мефистофель оказывается в роли проигравшего: даже призрачный труд,
законченный Фаустом незадолго до кончины, оказывается доказательством
того, что мятежный доктор остается с Богом.
Смог ли бы Фауст пройти весь свой удивительный жизненный путь без
помощи Мефистофеля? Конечно, нет. Бог в трагедии остается свидетелем
происходящего. Лишь дважды он принимает видимое участие в судьбе
героев произведения: в сцене прощения Маргариты («Голос свыше: Спасена!»)
и в финале второй части, где душа Фауста отлетает на небеса. Таким
образом, силы зла, воплощенные в образе Мефистофеля, оказываются
лучшим помощником на пути к познанию. Но при этом страсть человека
к познанию законов вселенной, деятельная жизнь во имя добра остаются
целиком в сфере божественного.
«Фауст» — произведение, заслуживающее самого глубокого прочтения.
Здесь можно найти ответы на самые сложные вопросы, а главный герой
трагедии — доктор Фауст — это один из «вечных образов», которому
суждена долгая жизнь в читательских сердцах.