Сочинение
9 класс. Величие духа свободы в поэзии
А. Мицкевича
Когда же свободы заря заблестит,
—
Дневная ли бабочка к солнцу взлетит,
В бескрайнюю даль свой полет устремляя,
Иль мрака создание — совка ночная?
А. Мицкевич
Творчество известного польского
поэта и мыслителя Адама Мицкевича имело большое значение для развития
национальной и мировой культуры. Певец дружбы народов и свободы
людей, друг декабристов и Пушкина, во многих своих произведениях
он выступал как истинный патриот, преданный своей родине, озабоченный
судьбой своего народа. Его стихотворения, баллады, поэмы отражают
стремления людей, их национально-освободительную борьбу. И сам поэт
постоянно находился в центре этой борьбы, всегда был тесно связан
со всем миром, с человеком и человечеством.
В своих произведениях Мицкевич часто подчеркивал тяжелое положение
народа, выступал с критикой крепостнического строя:
Я долго прожил в отчизне,
Но радости в ней не встретил,
Не видел счастливой жизни.
Я видел страданья правых
И горе с нуждою в хатах,
Ничтожность сердец лукавых
И жадность в глазах богатых.
Поэт всегда стремился воспеть «правду
люда», противопоставляя ее «мертвым правдам», несправедливым законам
и догмам. «Чувство и вера» в поэзии Мицкевича всегда брали верх
над холодным мудрствованием. Поэт утверждал право на личное счастье,
протестовал против морали богатых и сытых, отрицал терпение и покорность.
Бунт одиночного героя постепенно перерастал в
творчестве писателя в бунт общественный. Так, в поэме «Гражина»
он впервые реализовал идею страстного служения родине, призвал к
сплочению, объединению в борьбе за самостоятельность и свободу.
Свою героиню автор наделил самыми высокими моральными качествами,
мужеством, героизмом, благородством и глубоким патриотизмом.
Намек на патриотические чувства содержится и в эпиграфе к его «Крымским
сонетам»: «Кто хочет поэта постичь, должен отправиться в его страну».
Для Мицкевича природа Крыма стала союзницей, фоном для его раздумий,
источником душевного равновесия. Но образ отчизны всегда присутствовал
рядом с ним:
Передо мной страна волшебной красоты,
Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица,
Так почему ж душа в далекий край стремится,
В былые времена влекут меня мечты?..
Даже в Млечном пути автор видит
слезы пленницы, выражение беспредельной тоски по родине. В «Крымских
сонетах» основным мотивом является тоска по родному краю, по гармонии,
по полноценной жизни. В последующих же произведениях поэт все чаще
провозглашает безоглядность действий и поступков во имя свободы
отчизны — так как человек не может быть счастлив, если родина в
неволе.
В поэме «Конрад Валленрод» Мицкевич также выдвигает главную идею
— борьбу с самодержавием. Его герой ценой собственной жизни уничтожает
крестоносцев — поработителей Литвы — и добивается независимости
для своей страны.
Судьба отчизны, людей, всего человечества всегда оставалась основной
темой в творчестве Мицкевича. Он воспевал героические подвиги народа
во время восстания, поддерживал моральный дух его участников. Он
остро ощущал себя голосом, совестью народа. И свою задачу как поэта
видел именно в том, чтобы быть «трубой, зовущей к бою», соединяющей
в одно целое времена и народы, выражающей народные надежды и стремления.
Поэт и родина для него одно и то же. Он — народ, так как страдает
за народ.
Ковчег завета не подвластный самым
Безудержным ударам силы вражьей;
О песнь народа, ты стоишь на страже
Перед его воспоминаний храмом,
Архангельские крылья простирая
И меч его подчас в руке вздымая...
Мицкевич глубоко переживал, видя
рабское положение и страдания народа, но он верил в великое будущее,
утверждал, что народ «полон свежести, здоровья и силы».
Глубокую оценку прошлого, настоящего и будущего страны и
людей поэт представил в поэме «Пан Тадеуш». Здесь слышатся торжественные
ноты, направленные на поднятие духа народа. И, хотя надежды на завоевание
свободы пока живут только в душах героев, автор утверждает, что
вера в сердце — главный шаг на пути к поискам утраченной родины.
Адам Мицкевич по своим настроениям и убеждениям всегда оставался
революционером. Он призывал рабочих к революционной борьбе с буржуазией,
предостерегал от уступок и смирения, открывал перспективы, которые
несет крестьянству революция, предсказывал гибель эксплуататорского
класса. Несмотря на страдания, отчаяние, нужду, которые пришлось
испытать ему в жизни, он всегда нес в своем сердце негаснущий огонь
Прометея.