Сочинение.
Концепция человека в раннем творчестве М.Горького
Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем,
между “должным” и “сущим”, между великой “мечтой” и “серой эпохой”
явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького.
Ранние рассказы Горького носят революционно-романтический характер.
В этих рассказах противопоставляется серая обыденная жизнь яркой,
экзотической, героической. Контраст связан с противостоянием отдельной
личности толпе — жизнь как подвиг и жизнь как произвол.
Для Горького человек — гордый и свободный властелин земли.
“В жизни всегда есть место подвигу”, — говорит Горький устами героини
романтического рассказа “Старуха Изергиль”.
Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными,
вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить “души живых мертвецов”.
Он противопоставляет реальному миру самоотверженных романтических
героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых
людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку.
Удалой Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви, счастья,
если ради этого надо пожертвовать свободой, и своей гибелью утверждают
другое — высшее — счастье: бесценное благо свободы. Эту мысль Горький
выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде
предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль?
А ты ее запомни и, как запомнишь, век свой будешь свободной птицей”.
Среди этих гордых и свободолюбивых горьковских героев умудренная
жизнью старая Изергиль убежденно выражает мысль Горького об ответственности
за себя, свои действия и поступки. Через всю свою жизнь пронесла
Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить
ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого
человека, лишиться любви. История ее жизни — апофеоз свободы, красоты,
высоких нравственных ценностей человека. Поэтому так убедителен
ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко, будто это
не поэтическая легенда, а реальная история, свидетельницей которой
была она сама.
Утверждая красоту и величие подвига во имя людей, Изергиль противостоит
людям, утратившим свои идеалы. А кто же те, ради которых альтруист
Данко пожертвовал жизнью, кого он вывел из тьмы леса и смрада, болот
на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? “Были
это веселые, сильные и смелые люди”, но вот пришла “тяжелая пора”
и они разуверились в борьбе, ибо считали, что прежний их опыт борьбы
ведет лишь к гибели и уничтожению, а “они не могли умереть”, потому
что вместе с ними исчезли бы из жизни и “заветы".
Спасая людей, Данко отдает самое дорогое и единственное, что имеет
— свое сердце — “факел великой любви к людям”. Подвиг во имя жизни
человеческой, свободы ляжет в основу рассказа. К самопожертвованию
во имя людей и призывал Горький. Основная мысль, прослеживающаяся
в рассказе: человек, сильный, красивый, способный на подвиг, — это
настоящий человек.
Старуха Изергиль помимо передачи мнения автора является еще и связующим
звеном. История ее жизни помещена посередине рассказа. Она жила
среди людей, но для себя. Первой от Изергиль мы слышим легенду о
гордом, свободолюбивом Ларре, сыне женщины и орла, который жил для
себя, и последней — о Данко, жившем среди людей и для людей.
В “Песне о Соколе”, которая похожа по своей форме — рассказ в рассказе
— на два предыдущих произведения, также стоит проблема смысла жизни.
Горький строит рассказ на контрасте — люди-соколы и люди-ужи. Автор
рисует два определенных типа людей: одни, схожие с гордыми, свободными
птицами, другие — с ужами, обреченными всю жизнь “ползать”. Горький,
говоря о последних: “Рожденный ползать — летать не может”, — восхваляет
людей, подобных соколу: “Безумству храбрых поем мы песню!”
Основной природный символ, как в “Песне о Соколе”, так и в других
произведениях Горького — это море. Море, передающее состояние умирающей
птицы, — “волны с печальным ревом о камень бились...”; “В их львином
реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало
небо от грозной песни”; “Безумство храбрых
— вот мудрость жизни!”
Основную тему автобиографического рассказа “Рождение человека” можно
определить уже по самому названию
— появление на свет нового человека. По Горькому, рождение ребенка
— это продолжение жизни. И при каких бы обстоятельствах ни приходил
человек в этот, еще неведомый ему мир, нужно сделать все возможное
для продолжения его жизни.
Ребенок, появляясь на свет, заявляет о себе буйным криком. При его
рождении улыбается мать, “удивительно расцветают, горят ее бездонные
глаза синим огнем”. И, читая эти строки, забываешь страшное, нечеловеческое
лицо, с одичалыми, налитыми кровью глазами, какое было у женщины
во время родов. На свет в нечеловеческих муках появился долгожданный
ребенок, а значит, свершился тот великий подвиг, на который способна
женщина.
И даже природа, чувствуя настроение окружающих, передает состояние
счастливой женщины: “Где-то далеко журчит ручей — точно девушка
рассказывает подруге о возлюбленном своем”. “Плескалось и шуршало
море, все в белых кружевах стружек; шептались кусты, сияло солнце”.