Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 11 класс. Равнодушие и отзывчивость.
"Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?"
(В. Гюго)

Милосердие — это доброта, готовность прийти на помощь, это чувство сострадания к окружающим, любовь к людям. Высшая форма этого качества — милосердие к врагу, человеку, к которому естественно испытывать чувство ненависти, вражды. Эту ситуацию описывает В. Закруткин в повести «Матерь человеческая».

В основе повести «Матерь человеческая» лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, — вспоминает автор, — мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги... В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого... Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла едва прикрытая лохмотьями молодая женщина. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе...». Тогда же, в перерыве между боями, Закруткин написал рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году Спустя много лет он решил написать повесть об этой женщине. Так появилась «Матерь человеческая».

«Матерь человеческая» — это повесть о тяжких испытаниях, которые приносит человеку война, о горе, слезах, страданиях. Одновременно это произведение о великой русской женщине, ее душевной силе, ее мужестве, терпении и любви, милосердии.

Героиня повести Мария — женщина непростой, драматической судьбы. В гражданскую войну белогвардейцы расстреляли ее отца-коммуниста. Когда девочке было шестнадцать лет, умерла мать. Потом Мария вышла замуж, у нее родился сын Вася. С приходом фашистов жизнь героини рухнула: на ее глазах повесили мужа и десятилетнего ребенка, сожгли хутор, жителей стали отправлять в Германию. Марии чудом удалось спастись, спрятавшись в кукурузном поле. Она осталась одна на «чадной, повитой черным дымом, овеянной смертью земле...». Убитая горем, Мария хочет умереть. Но она ждет ребенка, она «не одна... в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским теплом, но уже своя отдельная, слабая жизнь...» Здесь словно происходит разговор разума и сердца героини: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!..» Здесь мы слышим и голос автора, он сливается с голосом неродившегося ребенка. И Мария остается в этом мире, ставшем для нее страшным, — среди трупов, пустоты, каркающих воронов. Ома идет на кладбище, чтобы навестить своих близких, поделиться с ними своим несчастьем. Мария хочет посоветоваться с матерью, поговорить с дедом Корнеем. И это посещение кладбища дает ей новые силы.

Очень важным эпизодом становится в повести встреча героини с раненым немцем, Вернером Брахтом. Она не смогла убить его, испытывая чувство жалости и сострадания. Убить раненого беззащитного мальчишку — значит стать вровень с фашистами, убившими ее семью. Это шло против природы, против высшей справедливости. Этот немецкий юноша увидел в ней мать, и героиня стала названой матерью своего врага, вступила на путь утешительницы, заступницы. Образ Марии в этой сцене обретает символическую глубину, глобальность, соотносясь с образом Богородицы. И не случайно к ней возвращаются уцелевшие на хуторе голуби — символ святости в христианской традиции. Мария ухаживает за раненым немцем, а когда он умирает, хоронит его.

Важным этапом в жизни героини становится ее встреча с детьми, которых она нашла в копне сена на хуторском поле. Оказывается, дети были эвакуированы из ленинградского детского дома. С появлением на хуторе детей Мария словно оживает, возвращается к самой себе. Теперь нужно много работать, как-то устроиться для того, чтобы спасти детей, помочь им выжить. Настоящим счастьем становится для нее рождение собственного ребенка.

Трогателен и символичен финальный эпизод повести: командир кавалерийского полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке». Героиня Закруткина совершила великий подвиг — подвиг материнства. Истоки ее подвига заключались в ее великой душе, любви, милосердии, вере в людей.

Таким образом, справедливы слова В. Гюго: «...милосердие... должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта