Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 11 класс. Человек и общество.
"Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника" (Б. Андреев)

Чиновник — это в российской действительности персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и людям, отсутствием интереса к работе. Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточничество, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А.С. Грибоедов. А ведь именно облик чиновника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.

Так, тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что... правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного суда он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнеки н вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Тему чиновничьего произвола развивает и М.Е. Салтыков-Щедрин в книге «История одного города». В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежат гротеск, гипербола и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в своей голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». Основные черты Брудастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия. Каковы же итоги деятельности этого градоначальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали...». Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол:

«Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения...». Жители города, ликовавшие вначале, затем ужаснулись, почувствовали они «только зловещий и безотчетный страх».

Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназии и упразднил науки».

Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные свойства градоначальника — примитивность мышления, прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам. Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пытающихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематический бред», «кантонистская фантазия». Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», построить в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков». Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и телосложению, женщинам нужно запретить рожать в летнее время, так как это препятствует «успешному ходу летних работ». Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурчеев воплощает в себе не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении постоянная готовность «упразднить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят...». Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять течение глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но несомненно живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.

Таким образом, поведение чиновников определяет состояние государства, жизнь его граждан. И невольно вспоминаются стихи Маяковского: «разорвем // сплетенную чиновниками // паутину кумовства, // протекций, // волокит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта