Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Стихотворение М.В. Ломоносова "Разговор с Анакреоном". Восприятие, толкование, оценка

Анакреонтическая поэзия включала в себя перевод произведений древнегреческого поэта Анакреонта, а также оригинальные произведения, созданные в этом духе, - стихотворения, воспевающие "земные радости": вино, веселье, любовь. Среди произведений этого жанра отметим у Ломоносова "Разговор с Анакреоном" и стихотворение "Ночною темнотою..." (1747). Также приближается к ним по своей тематике оригинальный перевод Ломоносовым 30-й оды Горация - стихотворение "Памятник".

Стихотворение "Разговор с Анакреоном" было создано в 1761 году. Это произведение называют поэтическим манифестом Ломоносова, поскольку здесь он раскрывает свои взгляды на предназначение искусства, обозначает свою творческую позицию.

Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Сам же автор стал "оппонентом" древнегреческого поэта. Так, каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом возникает диалог, непринужденный разговор, предполагающий искреннее, откровенное и свободное течение мыслей.

Тема первой оды - предмет поэзии. Для Анакреона это - частная жизнь человека, любовь:

Мне петь было о Трое,
О Кадме мне бы петь,
Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.

Анакреон - певец "земных радостей", такова его поэтическая индивидуальность, в этом он находит наиболее плодотворное применение своему таланту. Ломоносов - певец героев, его поэзия проникнута общественным пафосом:

Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

Во второй оде Анакреон раскрывает свою жизненную философию. Поскольку жизнь коротка, то нужно посвятить ее удовольствиям и развлечениям, дружбе и любви:

Не лучше ль без терзанья
С приятельми гулять
И нежны воздыханья
К любезной посылать?

В своем ответе Ломоносов признает достоинства древнегреческого поэта, т.к. Анакреон "жил по тем законам, Которые писал...":

Анакреон, ты верно
Великий Философ:
Ты делом равномерно
Своих держался слов...

В этом же ответе присутствует антитеза. Анакреон противопоставлен философу-стоику Сенеке. Сенека проповедовал отказ от земных благ, полный аскетизм, считал, что перед лицом смерти человек должен отказаться от всего. Однако философия Сенеки в практической жизни зачастую была нежизнеспособной, искусственной, его идеи и принципы было очень трудно воплотить:

Возьмите прочь Сенеку:
Он правила сложил
Не в силу человеку,
И кто по оным жил?

Эти строчки получили различное объяснение в работах исследователей. Так, существует мнение, что Ломоносов здесь встает на сторону Анакреона, поскольку слова его не расходились с делом. Однако отметим, что строки эти пронизаны тонкой авторской иронией, которая создает второй план стихотворения, углубляя его смысл. И за этой иронией - уважение к философу-стоику. Ломоносов словно показывает читателю, что существует и иной образ жизни, и иной образ мыслей. И далее этот мотив в произведении идет по восходящей линии.

Тема третьей оды - старость человека. Здесь возникает мотив рока, судьбы, тема жизни и смерти. Анакреон и здесь очень последователен в своих высказываниях:

Лишь в том могу божиться,
Что должен старичок
Тем больше веселиться,
Чем ближе видит рок.

Отметим, что, согласно преданию, сама смерть Анакреона явилась продолжением всей его жизненной философии: он умер, подавившись виноградной косточкой. И в этом плане образу древнегреческого поэта Ломоносов противопоставляет образ республиканца-стоика Катона, который посвятил свою жизнь общественному делу и который пронзил себя мечом, не желая сдаваться Цезарю:

Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,
Катон старался ввесть в республику порядок;
Ты век в забавах жил и взял свое с собой,
Его угрюмством в Рим не возвращен покой;
Ты жизнь употреблял как временну утеху,
Он жизнь пренебрегал к республики успеху;
Зерном твой отнял дух приятный виноград,
Ножом он сам себе был смертный супостат;
Беззлобна роскошь в том была тебе причина,
Упрямка славная была ему судьбина.

"Изнеженным старцам, которые спешат вкусить наслаждение на краю могилы, Ломоносов противопоставляет "упрямку славную" людей общественного долга, убежденных в своей правоте и не идущих на сделки со своей совестью", - отмечали исследователи.

В четвертой оде Анакреон создает образ своей Музы, который сливается с образом его возлюбленной. Здесь поэт создает абстрактный образ женской красоты, образ, лишенный каких бы то ни было личностных черт: "кудри черны"; "дугами брови"; белая, как снег, кожа; нежный, как роза, румянец; небесный цвет очей. И вместе с тем исследователи отмечали, что в этом образе доминирует чувственность: уста привлекают "своим приятством"; яркое, алое платье притягивает взгляд.

В своем ответе Ломоносов создает образ "возлюбленной Матери", которая становится у него символом самой России. И здесь уже нет ни малейшего намека на чувственность. В этом образе поэт подчеркивает достоинство и величие, целомудрие и спокойствие, достигшую своего расцвета красоту и внутреннюю силу:

О мастер в живопистве первый,
Ты первый в нашей стороне
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази ей возраст зрелый
И вид в довольствии веселый,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу.

Таким образом, стихотворение нам раскрывает творческую позицию Ломоносова. Поэзии камерной, воспевающей радости обыденной жизни, он предпочитает поэзию общественную, гражданскую, проникнутую общенациональным пафосом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта