Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Ода "Фелица" Г.Р. Державина. Восприятие, толкование, оценка.

В 1782 г. Державин пишет оду "Фелица", посвященную Екатерине II. Ода была напечатана в журнале "Собеседник любителей российского слова" и сразу же привлекла внимание современников своей необычностью. Первоначальное название ее - "Ода к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка 1782 года".

В этом стихотворении Державин использует "Сказку о царевиче Хлоре", сочиненную Екатериной II для своего внука Александра. Сюжет сказки был поучителен. Киргизский хан похищает русского царевича Хлора и дает ему задание - найти "розу без шипов" (символ добродетели). Царевичу вызвалась помочь Фелица (лат. felicitas - счастье), дочь хана. Она дает ему в провожатые своего сына Рассудка. И герой отправляется на выполнение трудного задания. По дороге его приглашает к себе мурза Леньтяг, который соблазняет царевича отдыхом, развлечениями, угощением и пытается отговорить его от трудного дела. Однако Рассудок помогает ему выстоять перед соблазнами. Они вновь отправляются в путь. По дороге старик со старухой дарят им два посоха. Один зовется Честностью, а второй - Правдой. С их помощью и с помощью Рассудка царевич все-таки находит розу без шипов на вершине высокой горы. И соответственно, навсегда обретает добродетель. И благополучно возвращается домой.

Екатерина предстает в оде Державина в образе Фелицы. Однако само изображение героини далеко от одических традиций. "Взамен торжественно-тяжелого, давно заштамповавшегося в руках "подносителей похвальных од" образа "земной богини" поэт с воодушевлением и небывалым дотоле поэтическим мастерством изобразил Екатерину в лице деятельной, умной и простой "киргизкайсацкой царевны, не подражающей своим ленивым и изнеженным мурзам":

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.

Фелица изображена нарочито сниженно, обытовленно, образ ее становится ярким, индивидуализированным, жизненно правдивым. И уже в этой строфе присутствует антитеза. Образ умной, добродетельной царевны противопоставлен образу порочного мурзы, который ходит в клуб, играет в карты, ведет неправедную жизнь. Хвалебная ода становится политической сатирой-памфлетом. Исследователи отмечали, что в образе мурзы современники узнавали фаворитов императрицы: и Потемкина, и Орлова, и Нарышкина, и князя Вяземского. Так ода сливается у Державина с жанром сатиры. Однако образ мурзы в стихотворении двойствен. Порой он подразумевает типичного светского вельможу, порой сливается с образом самого автора. Так, путь поэта - это путь ошибок, порой путь мучительных заблуждений:

Нашел, - но льзя ль не заблуждаться
Нам, слабым смертным, в сем пути,
Где сам рассудок спотыкаться
И должен вслед страстям идти;
Где нам ученые невежды,
Как мгла у путников, тмят вежды?
Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает. -
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

И опять здесь можно говорить о новаторстве Державина. Образ автора у него становится не условным лицом, а подлиной, живой личностью, со своим характером, привычками, со своими чувствами, сомнениями.

И лишь Фелица у Державина этих сомнений лишена. Она добра, великодушна, мудра, "не горда", милосердна, "Любезна и в делах и в шутках, Приятна в дружбе и тверда". Она покровительствует музам, науке и просвещенью. Здесь поэт явно идеализирует образ императрицы, но при этом тон его остается искренним и правдивым:

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Их разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветр ревущий,
Умеет судном управлять.

Заканчивается стихотворение прославлением великих дел императрицы и пожеланием ей земных благ.

Стихотворение насыщено метафорами ("Где добродетель обитает, - Она мой дух и ум пленяет, Подай найти ее совет", "Как укрощать страстей волненье...", "А завтра прихотям я раб", "Блаженство смертным проливаешь", "Путь добродетели прямой..."). Поэт использует в оде разнообразную лексику. Так, мы находим разговорные выражения, просторечие: "проспавши до полудни", "к портному по кафтан", "имея шапку набекрене", "кулачные бойцы", "сидя дома, я прокажу, играя в дураки с женой", "качели", "шинок", "голубятня", "жмурки", "свайка", "лентяй", "брюзга".

Воспевание мудрой правительницы составляет одну из центральных тем поэзии Державина, поэтому современники прозвали его "певцом Фелицы". За первой одой последовали стихотворения "Благодарность Фелице", "Изображение Фелицы", ода "Видение мурзы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта