А. Алексин в повести затрагивает
один из важнейших нравственных вопросов: о посредственности
и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии.
Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок.
Но какие бы ни были способности, они не оправдывают эгоизма.
Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием,
вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой.
Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он
выделяется из общей массы, и слияние с нею чаще всего не происходит.
Против "заметности" Оленьки борется "безумная
Евдокия". Она прямолинейна и проста, и методы, которыми
она пользуется в воспитании Оленьки, такие же простые. "Безумная
Евдокия" борется против эгоизма. Она считает, что "данный
от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является
основной причиной эгоизма". Попытка привить Оленьке талант
человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается
уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность?
Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне.
Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации
могут открыть в себе способности к поэзии, физике, к добру,
любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей
практически нет.
Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей
лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе
это "лучше". Но именно это стремление делает ее
не такой, как другие. Она по-своему талантлива.