Сочинение.
"Повести гор и степей" (по ранним повестям "Джамиля",
"Тополек в красной косынке")
Всемирно известный писатель Чингиз
Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли
читателям — миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же
это все же нужно — обращайтесь к его книгам.
Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в
культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий.
Творчество Чингиза Айтматова убедительное свидетельство тому.
Появление в 1958 году в журнале “Новый мир” повести “Джамиля”, небольшой
по объему, но значительной по содержанию, яркой по образному мышлению
и мастерству исполнения, было сигналом о том, что из киргизских
степей пришел в литературу человек удивительно самобытного таланта.
Чехов писал: “Что талантливо, то ново”. Эти слова полностью можно
отнести к повестям Ч.Айтматова “Джамиля”, “Белый пароход”, “Прощай,
Гюльсары!”, “Тополек в красной косынке” и другим. Только исключительно
одаренная натура может сочетать в себе истинно фольклорное начало
и новаторское восприятие современной жизни. Уже повесть “Джами-ля”,
спетая писателем свободно, на одном широком дыхании, стала явлением
новаторским.
Джамиля — образ женщины, никем до Ч. Айтматова так не раскрытый
в прозе восточных литератур. Она живой человек, рожденный самой
землей Киргизии. До появления Дани-яра Джамиля жила как ручеек,
скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили Садыку в силу вековых
традиций “большого и малого дворов” и в голову не приходит, что
в весеннюю пору солнце может разбудить и этот невидимый взору ручеек.
И он может заклокотать, забурлить, закипеть и ринуться на поиски
выхода и, не найдя его, не остановится ни перед чем, устремится
вперед к вольной жизни.
В повести “Джамиля” по-новому, тонко и с большим внутренним тактом
Ч. Айтматов решает проблему столкновения нового со старым, патриархального
и социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта сложная,
и когда ее старались решить прямолинейно, то герои получались схематичными,
отсутствовала психологическая убедительность. Ч. Айтматов счастливо
избежал этого недостатка. Сеит, от имени которого ведется повествование,
с почтением относится к своей матери — опоре семьи. Когда все мужчины
“большого и малого дворов” уходят на фронт, мать требует от оставшихся
“терпения вместе с народом”. Она в своем понимании вещей опирается
на большой жизненный опыт и эпические традиции. В ее адрес автор
не бросает ни единого упрека. А патриархальные устои, косность,
обывательщина, покрытая плесенью благополучия, подтекстно высвечиваются
автором, и в конечном счете читателю становится ясно, что все это
давит на личность, лишает ее красоты, свободы и силы. Любовь Данияра
и Джамили не только обнажила нравственные и социальные корни этой
обывательщины, но и показала пути победы над нею.
Любовь в повести выигрывает битву в борьбе с косностью. Как в этом
произведении, так и в последующих Айтматов утверждает свободу личности
и любви, потому что без них нет жизни.
Сила воздействия настоящего искусства на душу человека ярко раскрыта
в судьбе юного Сеита. Обыкновенный аильский подросток, отличающийся
от своих сверстников, может быть, чуть большей наблюдательностью
и душевной тонкостью, под влиянием песен Данияра вдруг начинает
прозревать. Любовь Данияра и Джамили окрыляет Сеита. После их ухода
он все еще остается в аиле Куркуреу, но это уже не прежний подросток.
Джамиля и Данияр стали для него нравственным воплощением поэзии
и любви, свет их повел его в дорогу, он решительно заявил матери:
“Я поеду учиться... Скажи отцу. Я хочу быть художником”. Такова
преобразующая сила любви и искусства. Это утверждает и отстаивает
Ч. Айтматов в повести “Джамиля”.
В самом начале 60-х годов одна за другой появились несколько повестей
Айтматова, в том числе “Тополек в красной косынке”, “Верблюжий глаз”.
Если судить по художественному исполнению, они относятся ко времени
творческих поисков писателя. И в той и в другой повести есть остроконфликтные
ситуации как в сфере производства, так и в личной жизни героев.
Герой повести “Тополек в красной косынке” Ильяс довольно поэтично
воспринимает окружающий мир. Но в начале повести, где эта поэтичность
выглядит естественным проявлением духовных возможностей человека,
окрыленного любовью, он кажется менее убедительным, чем потом, когда
он страдает, ищет свою потерянную любовь. И все же Ильяс — это резко
очерченный мужской характер среди окружающих его людей. Байтемир,
который сначала приютил Асель, а потом и женился на ней,— человек
добрый и отзывчивый, но в нем есть некий эгоизм. Может быть, это
оттого, что слишком долго он жил в одиночестве и теперь молча, но
упорно держится за счастье, которое так неожиданно, словно Божий
дар, переступило порог его холостяцкого жилья?
Критики упрекали автора “Тополька в красной косынке” в недостаточности
психологического обоснования поступков героев. Невысказанная словами
любовь двух молодых людей и их скоропалительная свадьба, казалось,
брали под сомнение. В этом есть, конечно, доля правды, но надо учесть
и то, что творческому принципу Ч. Айтматова, равно как и любовной
традиции его народа, всегда чужда многословность любящих друг друга
людей. Как раз через поступки, тонкие детали и показывает Айтматов
единение любящих сердец. Объяснение в любви — это еще не сама любовь.
Ведь Данияр и Джамиля тоже поняли, что любят друг друга, без многословных
объяснений.
В “Топольке в красной косынке” Асель среди колес десятка других
автомашин узнает следы грузовика Ильяса. Здесь Айтматов фольклорную
деталь использовал очень к месту и по-творчески. В этом краю, где
происходит действие повести, девушке, тем более за два дня до свадьбы,
среди бела дня не вый- ти на дорогу, чтоб ждать нелюбимого человека.
Ильяса и Асель на дорогу привела любовь, и здесь слова излишни,
так как поступки их психологически оправданы. И все же в повести
чувствуется какая-то спешка автора, стремление поскорее соединить
влюбленных, ему скорее надо перейти на что-то более важное. И вот
уже Ильяс говорит: “Жили мы дружно, любили друг друга, а потом случилась
у меня беда”. И дальше — производственный конфликт и в конечном
счете разрушение семьи. Почему? Потому что Ильяс “не туда повернул
коня жизни”. Да, Ильяс человек горячий и противоречивый, но читатель
верит в то, что он не опустится, найдет в себе силы преодолеть смятение
в душе и обретет счастье. Для того чтобы убедиться в этом логичном
превращении Ильяса, читателям достаточно вспомнить внутренний монолог
этого уже достаточно побитого судьбою молодого человека, когда он
во второй раз видит белых лебедей над Иссык-Кулем: “Иссык-Куль,
Иссык-Куль — песня моя недопетая! ...зачем я вспомнил тот день,
когда на этом месте, над самой водой, мы остановились вместе с Асель?”
Ч. Айтматов не изменяет своей манере: чтоб доказать глубину переживаний
Ильяса и широту его души, он снова оставляет его наедине с озером.
Этой повестью замечательный писатель доказал себе и другим, что
для любого сюжета, любой темы он находит самобытное айтматовское
решение.