Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Идейное содержание комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" и система образов произведения

Уже современники Фонвизина, а также писатели XIX в. отмечали тесную связь комедии "Недоросль" с русской жизнью. Так, Н.В. Гоголь писал, что автор раскрывает перед зрителем "раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей". Известно, что одновременно с написанием этой комедии Фонвизин работал над "Рассуждением о непременных государственных законах" (1781-1783), в котором он раскрывает свои общественно-политические взгляды. Так, писатель считает, что основное назначение права и государства - обеспечение блага человека и общества. В стране должна быть просвещенная монархия, правитель должен быть "просвещенным государем" и добродетельным человеком, неуклонно соблюдающим законы. Если же верховная власть не выполняет своего предназначения, то это ведет к гибели государства и разложению общества. Все эти взгляды нашли свое отражение и в комедии "Недоросль", определив систему образов произведения.

В этом произведении одним из первых русских писателей Фонвизин восстает против дикостей крепостного права, против невежества и произвола помещиков, обусловленного всеобщей атмосферой беззакония в стране. Писатель считал, что России необходимы реформы, ограничивающие деспотизм дворян, а также большое внимание нужно уделять образованию и воспитанию молодого поколения. Общая идея просветителей состояла в том, что мир можно исправить при помощи разума, просвещения. Поэтому именно воспитание и образование играют решающую роль при формировании нравственного облика человека, спасают общество от духовной деградации. Идеалом просветителей становится добродетельный, воспитанный, образованный и законопослушный гражданин, служащий на благо Родины.

И в творчестве Фонвизина эта проблема является одной из центральных. "Всему причиной воспитание", - утверждает драматург уже в комедии "Бригадир". Той же теме посвящена незаконченная комедия "Выбор гувернера", статьи в журнале "Друг честных людей, или Стародум". О недостатках собственного воспитания размышляет писатель в "Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях". Эта же тема раскрывается Фонвизиным и в комедии "Недоросль".

Основные персонажи комедии, согласно правилам классицизма, четко делятся на положительных и отрицательных. Четырем положительным героям - Стародуму, Софье, Милону и Правдину - Фонвизин противопоставляет четырех отрицательных - Простакову и ее супруга, Митрофана и Тараса Скотинина. Остальные персонажи - Еремеевна, портной Тришка, учителя Митрофанушки, слуги - занимают в комедии промежуточное положение. Некоторые из них выполняют чисто комедийную фукцию (немец Вральман), некоторые выписаны очень живо и реалистично (Еремеевна). Большей частью они способствуют раскрытию характеров основных действующих лиц, составляя социально-бытовой фон пьесы.

В центре внимания драматурга - русская помещичья усадьба,семейство Простаковых-Скотининых. Главой семейства является госпожа Простакова, "презрелая фурия". Не отличаясь особым умом и образованностью, она держит в подчинении всех своих домочадцев. Так, мужа своего она называет "рохлей" и "уродом". Однако он и не думает протестовать. "При твоих глаза мои ничего не видят", - благодушно заявляет господин Простаков. Это тихий, робкий, безвольный человек. Вот как писал об этом образе В.О. Ключевский: "Да я и не знаю, кто смешон в Недоросле. Г. Простаков? Он только неумный, совершенно беспомощный бедняга, не без совестливой чуткости и прямоты юродивого, но без капли воли и с жалким до слез избытком трусости, заставляющей его малодушествовать даже перед своим сыном". Но достается от Простаковой не только мужу. Учителям сына она по году не платит жалованья. Бранится она и с портным Тришкой, и с кормилицей Митрофана, старой Еремеевной, которая получает "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Ругань и побои - это та атмосфера, которая постоянно царит в доме. И об этом у Фонвизина рассуждает сама помещица (не видя, впрочем, в своем поведении ничего предрассудительного): "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится...". В своем доме Простакова - властный, неуемный деспот. Деспотизм ее отступает, пожалуй, лишь перед силой материнской любви, заявленной в этой героине.

Простакова практически ничему не училась. Родители ее были "старинные люди", ее с братом ничему не учили. "Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу... Покойник-свет и руками, и ногами... Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет", - простодушно рассказывает помещица, пребывая в полной уверенности в правильности подобного воспитания. Покойный батюшка ее "грамоте не умел, а умел достаток нажить и сохранить". Госпожа Простакова унаследовала качества своего отца: при своем полном невежестве, грубости и самодурстве она расчетлива и корыстна. Узнав о наследстве Софьи, она мечтает женить на ней своего сына.

Стремясь к полному раскрытию образа Простаковой, Фонвизин изображает ее во многих сценах: в сцене примерки кафтана, в борьбе за наследство Софьи, в сцене передачи имения под опеку, в сцене отречения от нее Митрофана. Исследователи отмечали несомненный успех этого образа. "Все сцены, в которых является Простакова, - писал Вяземский, - исполнены жизни и верности, потому что характер ее выдержан до конца с неослабевающим искусством, с неизменяющейся истиною. Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности... к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным".

Менее тщательно выписан у Фонвизина характер брата Простаковой, Тараса Скотинина. Сущность этого персонажа полностью раскрывается в его фамилии. Это ограниченный и примитивный человек, интересы его не простираются дальше любви к свиньям. И в этом случае "имя-характеристика не только приклеивается ко лбу персонажа..., но и органически врастает в самое его существо...". Так, мотив уподобления героя животному ощутимо звучит в "Недоросле". В первом же действии Скотинин говорит о своей любви к свиньям: "Люблю свиней, сестрица: а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою". Свою будущую жену, да и сестру, он опять же сопоставляет с этими животными. Так о себе и сестре он говорит: "Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась...". А Простакова отвечает брату характерной фразой: "Я, братец, с тобою лаяться не стану". Однако это сопоставление человека с животным Фонвизин обыгрывает и в образах других персонажей. Так, оказывается, что и Митрофанушка - "весь в дядю", "он до свиней сызмала такой же охотник". В устах этого персонажа фраза "Аз есмь скот, а не человек, поношение человеков" (эту фразу из "Часослова" Митрофан повторяет во время своего урока) также звучит очень двусмысленно. В финале, отдав имения Простаковых в опеку, Правдин обращается к Скотинину: "Ступай к своим свиньям! Не забудь однако ж оповестить всем Скотининым, чему они подвержены". На что этот персонаж отвечает: "Как друзей не остеречь!" "Тарас Скотинин... мало комичен: в человеке, который сам себя характеризовал известным домашним животным, которому сама родная сестрица нежно сказала в глаза, что свинья ему нужнее жены, для которого свиной хлев заменяет и храм наук, и домашний очаг, - что комичного в этом благородном российском дворянине, который из просветительского соренования с любимыми животными доцивилизовался до четверенек?" - писал В.О. Ключевский.

Наконец, основной персонаж пьесы, имя которого стало ее заглавием. Митрофанушка - недоросль, ленивый, неуклюжий увален, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голубей. Он не особенно жалует науки. Между тем к нему постоянно ходят учителя: семинарист Кутейкин учит его грамматике, отставной сержант Цыфиркин - математике, немец Вральман - "по-французски и всем наукам". И сынок Простаковой в науках "весьма преуспевает": из грамматики он усвоил, что есть "существительна да прилагательна". Слово "дверь", по его мнению, является прилагательным, так как дверь приложена к своему месту. Другая дверь, которая еще не навешена, - "покамест существительна". Столь же плачевны успехи Митрофана и в изучении математики: Цыфиркин бьется с ним третий год, а "этот недоросль... трех перечесть не умеет". Истории и прочим наукам обучает его немец Вральман, служивший раньше у Стародума кучером. Он не утруждает своего воспитанника занятиями - вместо того.ю чтобы учить его истории, Вральман заставляет рассказывать "истории" скотницу Хавронью и вместе с Митрофаном с удовольствием слушает ее.

Госпожа Простакова, всем сердцем любя сына, всячески его балует. Привить Митрофану какие-либо положительные качества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания плачевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонравен. Он труслив, хитер, изворотлив, груб со своими учителями. В финале он отрекается от собственной матери, лишившейся всех прав на управление имениями. Потерпев неудачу в своем намерении женить сына на Софье и лишившись имений, госпожа Простакова растерянна и разбита.

В надежде найти утешение она бросается к Митрофанушке, а в ответ слышит: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..."

В определенном смысле финал "Недоросля" не столько смешон, сколько страшен: сын отрекается от матери. И поэтому вновь справедливо здесь высказывание Вяземского, увидевшего в комедии элементы трагедийности: "Как Тартюф Мольера стоит на меже трагедии и комедии, так и Простакова". Также очень интересным представляется высказывание об этом персонаже В.О. Ключевского: "Надобно осторожно смеятся над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей породы, родственной насекомым или микробам".

Героем-резонером выступает в комедии Стародум, дядюшка Софьи. "Вот злонравия достойные плоды!" - восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в комедии авторские взгляды, утверждая, что достойное воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Образование должно быть на высоком уровне, однако оно не имеет ценности само по себе. Главная цель всех человеческих знаний - "благонравие", "просвещение возвышает одну добродетельную душу".

Этот персонаж образует центр, вокруг которого группируются все положительные герои пьесы. Стародум появляется на сцене в третьем действии, и характер его начинает прояснять из реплик других действующих лиц. Так, Стародум мудр, умен, обладает цельным характером. Простакова слышала от кого-то, что он "немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит". Герой проницателен, он прекрасно разбирается в людях. Правдин замечает, что, если "Стародум кого невзлюбит", то это говорит о том, что тот - "дурной человек". Стародум прямодушен, искренен. Тот же Правдин говорит об этом: "Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет". Наконец, Софья замечает, что "счастье свое он должен был доставать трудами".

Исследователи отмечали, что Стародум - единственный из персонажей комедии, кто имеет определенную биографию. Ему шестьдесят лет. Отец его служил при Петре I и воспитал сына "по-тогдашнему". Он постоянно повторял сыну одно правило: "имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время". И герой сделал это правило основой своего поведения. Так, постепенно перед нами начинается представать этот образ умного, честного человека, который предпочел отойти от двора "без деревень, без ленты, без чинов, но зато с незапятнанной совестью". Стародум скептически настроен по отношению к государственной власти. Так, Правдин считает, что место дядюшки Софьи - при дворе, что там он будет подобен врачу, могущему исцелить больного. Сам же Стародум критически оценивает общественное положение дел в России. "Тщетно звать врача к больным неисцельно", - замечает он в разговоре с Правдиным.

Исследователи отмечали, что "Стародума можно рассматривать как образ собирательный, воплощавший в себе черты не только самого Фонвизина, но и тех современников его, для которых приверженность к петровской "старине" была своеобразной формой неприятия екатерининской "новизны". Уже последующему поколению было ясно, что созданный Фонвизиным образ уходит своими корнями в русскую историческую действительность. Прототипы ему отыскивали и среди подвижников Петра I, и среди ближайшего окружения Фонвизина. А.А. Шаховской, например, указывал, что под видом Стародума изображен Петр Панин..., А.И. Незеленов сближал его с Новиковым". Образ Стародума, безусловно, придавал комедии особое звучание, превращая ее из обывательской комедии нравов в острое обличительное произведение большого общественного значения.

При рассмотрении системы персонажей комедии традиционным является утверждение критиков о том, что Фонвизину особенно удались отрицательные образы, положительные же герои (Стародум, Софья, Милон, Правдин) выписаны бледно, схематично и представляют собой "ходячую добродетель". "Они не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка: они поставлены около действующих лиц, чтобы своим светлым контрастом резче оттенить их темные физиономии. <...> Стародум, Милон, Правдин, Софья не столько живые лица, сколько моралистические манекены", - писал В.О. Ключевский. В известной степени это утверждение справедливо: комедия Фонвизина создавалась в русле классицистских традиций, и автор должен был противопоставить существующему злу торжество добродетели. Положительным героям не хватает жизненности, естественности, правдоподобия, которые присущи, например, образам Простаковой и Еремеевны. И все же взгляды Стародума, например, находили горячее сочувствие в душах современников писателя. Да и сам Фонвизин говорил о том, что успехом пьесы он обязан именно образу Стародума.

Остальные персонажи выписаны менее тщательно. Так, Софья (имя героини стало традиционным для русских комедий) - племянница Стародума, воспитанница семейства Простаковых. В ее характере также раскрывается значение имени: в переводе с древнегреческого Софья означает "мудрость". И эта мудрость раскрывается в ее взглядах и поведении. Героиня считает, что девушка должна обладать кротостью нрава, повиноваться старшим, но при этом и следовать велению сердца. Так, она остается верной своему жениху - Милону, с которым помолвлена. Софья разумна, честна, великодушна и чувствительна. Она прощает госпоже Простаковой все ее козни, пытается помочь ей в финальной сцене.

Милон - избранник Софьи, старый друг Правдина, он же жених, за которого прочит Софью сам Стародум. Милон храбр и честен, он считает, что человек может доказать свою смелость не только "в час сражения", но и "во всех положениях жизни".

Наконец, Правдин - это государственный чиновник, член местного наместничества, призванный положить конец бесчинствам госпожи Простаковой. Он рассказывает Стародуму о том, что получил предписание взять под опеку дом и имение Простаковых при "первом бешенстве" этой помещицы, "от которого могли бы пострадать подвластные ей люди". Фонвизин здесь вспоминает закон об опеке, изданный Петром I. Однако в реальности закон этот практически не применялся во времена Екатерины.

Таким образом, идея комедии определяется традициями классицизма. Развязкой своей комедии автор (в том числе) призывал к упорядочению, государственному урегулированию отношений между помещиками и крестьянами. Кроме того, развязка носила и глубокий философский смысл. По мысли Фонвизина, дурные черты характера, злонравие и невежество, бесперспективны, они неизменно обречены на крах и осуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта