Сочинение.
Человек на изломе истории в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"
Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской
культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет
в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской
губернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда
в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, наконец, в родной
Киев, и там ему и его близким довелось пережить сложную полосу гражданской
войны, описанную затем в романе “Белая гвардия”, пьесах “Дни Турбиных”,
“Бег” и многочисленных рассказах.
В романе “Белая гвардия” много автобиографического, но это не только
описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской
войны, но и проникновение в проблему “Человек и эпоха”; это и исследование
художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией.
Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых
традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, “Белую
гвардию” он любил более других своих произведений.
Эпиграфом из “Капитанской дочки” Пушкина Булгаков подчеркнул, что
речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли
найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир
и свое место в нем. Второй эпиграф носит библейский характер. И
этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман
никаких исторических сопоставлений.
Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: “Велик был год
и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй.
Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в
небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий
Марс”. Стиль зачина почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить
о вечной Книге бытия, что само по себе
своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах.
Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено
им. Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение
к вечному, вместе с тем символизирует коллизию времени исторического.
В открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом,
заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной
с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия.
Сам выбор звезд дает спуститься из космической дали к мир у Турбиных,
поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.
В “Белой гвардии” милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг
становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и
участницей дел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную
прелесть календарного времени: “Но дни и в мирные, и в кровавые
годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как В крепком
морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий
снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?” Воспоминания
о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого
восемнадцатого года. Великое несчастье — потеря матери — сливается
другой страшной катастрофой — крушением старого, казалось бы, прочного
и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность,
душевную боль Турбиных. В романе Булгакова два пространственных
масштаба — малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства
эти находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое
из них имеет свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное
время. Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта: “Скатерть,
несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела
и крахмальна ... Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в
матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных
розы”. Цветы в доме Турбиных — красота и прочность жизни- Уже в
этой детали малое пространство' дома начинает вбирать в себя вечное
время, сам интерьер дома Турбиных — “бронзовая лампа под абажуром,
лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным
шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченные чашки,
серебро, портреты, портьеры” — все это огороженное стенами малое
пространство вмещает в себя вечное — бессмертие искусства, вехи
культуры.
Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение,
ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти
из города, он часть его, как город — часть земного пространства.
И вместе с тем это земное пространство социальных страстей и битв
включается в просторы Мира.
Город, по описанию Булгакова, был “прекрасный в морозе и в тумане
на горах, над Днепром”. Но облик его резко изменился, сюда бежали
“... промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали
журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые.
Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий...” и многие
другие. И город зажил “странною, неестественной жизнью...” Внезапно
и грозно нарушается эволюционный ход истории, и человек оказывается
на ее изломе.
Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгакова
в противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени
Мира.
Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как
домовладелец Василиса — “инженер и трус, буржуй и несимпатичный
”. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская
замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни.
Что бы там ни случилось, но не станут они считать купоны, затаившись
в темные, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю
и не утратить накопленного капитала. Турбины иначе встречают грозное
время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни.
Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло,
накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара — отчаянием и
вызовом даже перед надвигающейся катастрофой.
Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в
этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский.
Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где
в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров,
смену,
которая так бы и не пришла, если бы полковник Най-Турс, тоже человек
чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе,
привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и
вооруженных. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и
его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована
судьба пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков.
Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего
свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный
подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное —
сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу
последний долг — похоронить его достойно и стать родным человеком
для матери и сестры погибшего героя.
В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь
то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский
по натуре, но не уклоняющийся от того, что выпало на его долю в
эпоху лихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы,
нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить
самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик
говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие,
“что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой,
потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна
и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые
шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от
внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грозен,
кровав и бессмыслен”.
Там, за окнами, — беспощадное разрушение всего, что было ценного
в России.
Здесь, за шторами, — непреложная вера в то, что надо охранять и
сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах,
что это осуществимо. “... Часы, по счастью, совершенно бессмертны,
бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая
скана, в самое тяжкое время живительный и жаркий”.
А за окнами — “восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит
все грознее, щетинистей”. И с тревогой думает Алексей Турбин не
о своей возможной гибели, а о гибели Дома: “Упадут стены, улетит
встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой
лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи”.
Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и
Дом будет спасен?
Четкого ответа на этот вопрос в романе нет.
Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на
смену которым приходят большевики.
Одна из последних зарисовок в романе — описание бронепоезда “Пролетарий”.
Ужасом и отвращением веет от этой картины: “Он сипел тихонько и
злобно, сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало
и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную
и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать
и прямо в полночный крест”. Булгаков знает, что в старой России
было много такого, что привело к трагедии страну. Но люди, нацелившие
дула пушек и ружей на свое отечество, ничуть не лучше тех штабных
и правительственных мерзавцев, которые посылали на верную гибель
лучших сынов отечества.
Убийц, преступников, грабителей, предателей всех рангов и мастей
история неминуемо сметает с пути, и имена их будут символом бесчестия
и позора.
А Дом Турбиных как символ нетленной красоты и правды лучших людей
России, ее безымянных героев, скромных тружеников, хранителей добра
и культуры, будет согревать души многих поколений читателей и доказывать
каждым своим проявлением, что настоящий человек остается человеком
и на изломе истории.
Те, кто нарушил естественный ход истории, совершили преступление
перед всеми, — в том числе перед усталым и замерзшим часовым у бронепоезда.
В рваных валенках, в рваной шинели зверски, не по-человечески, озябший
человек засыпает на ходу, и снятся ему родная деревня и сосед, идущий
навстречу. “И тотчас грозный сторожевой голос в груди выстукивал
три слова:
“— Прости... часовой... замерзнешь...”
Зачем отдан этот человек бессмысленному кошмару?
Зачем отданы этому тысячи и миллионы других?
Можно не быть уверенным, что маленький Петька Щеглов, который жил
во флигеле и увидел замечательный сон о сверкающем алмазном шаре,
дождется того, что сон обещал ему, — счастья?
Кто знает? В эпоху битв и потрясений хрупка, как никогда, отдельная
человеческая жизнь. Но тем и сильна Россия, что есть в ней люди,
для которых понятие “жить” равносильно понятиям “любить”, “чувствовать”,
“постигать”, “думать”, быть верным долгу и чести. Эти люди знают,
что стены Дома — не просто жилище, а место связи поколений, место,
где сохранена в нетленности душевность, где никогда не исчезает
духовное начало, символ которого — главная часть Дома — книжные
шкафы, наполненные книгами.
И как в начале романа, в его эпилоге, глядя на яркие звезды в морозном
небе, автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений,
об ответственности перед историей, друг перед другом: “Все пройдет.
Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды
останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле”.