Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Расскажите о детстве героев рассказа В.П. Астафьева. Составьте план ответа.

План 1 вариант:

1. Обещание бабушки купить пряник.
2. Сбор ягод.
3. Наставления Саньки.
4. Переживания мальчика.
5. Наказание.

План 2 вариант:

1. Левонтьевское семейство.
2. За земляникой (пряник конем).
3. В лесу.
4. Ссора.
5. Жалко ягод.
6. Шалости на реке.
7. Санька советует обмануть бабушку.
8. Кража калача.
9. Бабушка уезжает на рынок.
10. Рыбалка.
11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
12. Обман раскрыт.
13. Бабушка простила.
14. Дивный конь с розовой гривой.
15. Урок на всю жизнь.

Детство героев проходит в сибирской деревне. Это трудное, голодное, но прекрасное деревенское детство. У детей происходит живое, непосредственное общение с природой, с людьми, умеющими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. Детство проходит в работе, в различных будничных заботах, в "суровых" играх, в редких гуляньях.

Голод - постоянное чувство главного героя. Найдите несколько примеров того, как писатель говорит об этом: как о чем-то необычном, удивительном или обыденном, почти бытовом? Вывод сформулируйте письменно.

Голод является постоянным чувством главного героя, мечтой мальчишки является пряник. Такое трудно представить в наше сытое время.

«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

Обладателя чудесного пряника все уважают:

"С таким конём почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его."

Все хотят попробовать пряника хоть кусочек откусить или лизнуть:

"Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое. откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива."

Как относится писатель к юным героям? Можно ли утверждать, что к кому-либо из мальчиков он испытывает презрение, отвращение? Или ко всем относится одинаково? Проведите наблюдение.

Среди левонтьевских ребятишек автор выделяет старшего – Саньку. Это безрассудный, жадный, злой и беспринципный мальчик. Именно Санька вынуждает Витю сначала съесть ягоду, потом соврать бабушке, а в довершение и воровать из дома калачи. Он живёт по принципу «если у меня всё плохо, то и у всех должно быть так же». В нём нет того почтения к старшим, какое есть у Вити. В то время, когда Витя осознаёт, что поступает плохо, Санька просто пользуется ситуацией, чтобы набить себе живот. Мне кажется, что писатель испытывает презрение и отвращение к Саньке.

Почему главный герой вдруг решился предложить всем съесть землянику?

Причина была проста - Санька сыграл на том, что мальчик не решится показать трусость и слабость и взял его "на слабо", "засомневавшись" в том, что он все сможет съесть.

Необходимо понять психологию мальчишек. Санька взрослее, по-своему хитрее, нахальнее. Он способен бессовестно играть на мальчишеских чувствах. Жадина и трус – что может быть страшнее этой оценки для неопытного мальчугана?

Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает героя: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный!» Тут герой и попадается «на уду»: «А хочешь, все ягоды съем?» Отступать было поздно. Так и получилось, что «левонтьевская орда» вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком.

Какие чувства испытывает герой после случившегося? Запишите ключевые слова. Приведите в качестве примера один-два наиболее ярких эпизода.

Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит его прочь. Позднее
вечером, когда идти было уже некуда, он приходит обратно в дом бабушки. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому, что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор. Каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники». Стыд, страх, горечь, злость, жалость, обида, одиночество, раскаяние – все эти противоречивые чувства терзали и разрывали душу ребенка.

Каковы характеры взрослых - бабушки и деда, Левонтия и тётки Васени?

В.П.Астафьев, разумеется, уделяет большое значение образу Катерины Петровны, бабушки Вити. Она представитель прошлого поколения, очень общительна и разговорчива, обстоятельна и рассудительна, бережлива. Когда Васёна пытается отдать больше денег, чем занимала, то бабушка выговаривает ей, говорит, что так с деньгами обращаться нельзя. Катерина Петровна очень любит своего внука, однако воспитывает в строгости, часто бывает требовательной, ругает Витю. Но все это оттого, что она переживает и беспокоится о его судьбе. Бабушка главная в доме, она всегда всем командует, поэтому её реплики обычно звучат как приказы. Однако Катерина Петровна очень деликатная и сердечная женщина.

Суетливая тетка Васеня живет сегодняшним днем, как и ее муж Левонтий. Васеня постоянно раздает долги. Дом у них неопрятный, побитые окна, посуда. Супруг получает зарплату и ежемесячно устраивает “пир”. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, щедро питаются дарами леса, реки, подворовывают у соседейО дяде Левонтии говорится немного, он описывается только в начале произведения. Это добродушный человек, бывший моряк, который сохранил любовь к свободе и морю. Он очень по-доброму относится к Вите, жалеет его, потому что «он сирота». Но есть у Левонтия одна отрицательная черта, которая мешает ему жить хорошо, – пьянство. Нет в их семье достатка, потому что нет хозяина. Все пускает на самотёк Левонтий.

Как отреагировали бабушка и дедушка на поступок внука? Почему, несмотря на содеянное, он получил коня с розовой гривой?

Бабушка наказала ребенка, но наказала она его… добротой. Мудрая бабушка знала, что обращается она к чуткому детскому сердцу, и оно поймет не буквальное значение слов, а их нравственный смысл. И потом, через много-много лет, это сердце действительно отзовется: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

Можно ли сказать, что герой рассказа не только многое пережил в связи со случившимся, но и многое понял? Почему он не мог "забыть бабушкиного пряника"?

Мальчик усвоил важные жизненные уроки: поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок; очень трудно признаться в содеянном; душевное раскаяние мучительно и невыносимо, и только раскаяние приносит облегчение.

Мальчик понял, как плохо он поступил. И вспоминая о бабушкином прянике, он вспоминал, какой позор он пережил, как ему стыдно за свой поступок.

О чём этот рассказ? Какова его основная идея?

О том, что жизнь сложна, никто не застрахован от ошибок, каждый может оступиться. Но тот человек, который имеет мужество признать свои ошибки, честно оценить свои неблаговидные действия, исправить их, тоже достоин уважения. Достойный выход из недостойной ситуации тоже может быть красивым.

И жить надо с верой в человека, и прощать тоже надо уметь, чтобы надолго оставались в детской памяти скачущие «по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами белые кони с розовыми гривами».

Ключевой смысл рассказа заключается в возможности прощения обмана и направления человека в сторону истинного нравственного пути лишь близким человеком, искренне заботящемся о ком-то.

Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта