Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Выпишите непонятные слова и по словарю определите их значение. На какие качества русского языка М.В. Ломоносов обращает особое внимание?

не токмо - не только
сие - это
обстоятельное - подробный, детальный, точный
не упрежденный - то же, что предупреждать.
прострет - протянуть, вытянуть в каком-либо направлении
искусен - искусным называют человека, который очень хорошо, профессионально умеет делать что-либо
оные - другие
пристойно - соответствуя принятым правилам приличия; не предосудительно, прилично.
витийство - умение говорить красиво; красноречие

Ломоносов обращает внимание на красоту и богатство русского языка, говорит, что в русском языке присутствует и великолепие испанского, и живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство, сильная изобразительность, краткость греческого и латинского языка. Русский язык прекрасен он вобрал в себя всё самое лучшее.

Поэт и учёный употребляет в этом фрагменте имена Вергилия, Цицерона, Овидия. Подготовьте о них небольшие сообщения.

Вергилий
Публий Вергилий Марон – самый прославленный поэт Древнего Рима - вышел из низов свободного населения Северной Италии. Он родился в 70 г. до нашей эры.
Он совершенно не обладал ораторскими дарованиями и только раз решился выступить перед судьями. Один из современников пишет, что Вергилий говорил медленно и по манере речи «походил почти что на неученного». К тому же он отличался чрезвычайной застенчивостью. Внешность Вергилия также не отличалась изяществом: был он высокого роста, смуглый, с деревенским лицом.
Идеалом тихой жизни проникнуто произведение Вергилия – его сборник «Буколики» (39 г. до Р.Х.), в котором он воспроизвел жанр пастушеских идиллий Феокрита. Созданный им идеальный мир аркадских пастухов свободен от всех тех пороков, которыми болело современное Вергилию римское общество, - от неумеренного стремления к богатству и наслаждениям, от жажды власти, от смут и кровопролития. Герои «Буколик» имеют все то, что составляет идеал эпикурейского счастья: тихую, простую жизнь на лоне природы, любовь и поэзию.
Для всех последующих эпох Вергилий стал лучшим поэтом Рима. Как автор трёх великих поэм он затмил греков Феокрита («Буколики»), Гесиода («Георгики») и Гомера («Энеида»). Его стихи уже во времена Ранней Империи были включены в школьную программу
В эпоху Римской империи Вергилий был безоговорочно признан классиком. Не утратил он своего авторитета и в последующие века, когда литературные вкусы стали совсем иными. Христиане относились к нему с глубоким почтением. Чрезвычайно велико было его влияние на средневековую латинскую поэзию. Любимым поэтом оставался Вергилий так же в эпохи Ренессанса и Классицизма.

Расскажите о М.В. Ломоносове, опираясь на статью учебника и репродукцию портрета, созданного художником Л.С. Миропольским.
Портрет Ломоносова художник Миропольский

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).
Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву. Не смотря на испытания он поступил и получил образование в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Санкт-Петербурге и Германии.
Его талант был неисчерпаемо огромен. Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.

Каким в изображении М.В. Ломоносова предстаёт Пётр I? Что особенно привлекает в императоре поэта, какие его заслуги перед Россией подчёркнуты в стихотворных строках ("Се образ изваян премудрого героя..."?

Для поэта царь, прежде всего, - это герой, который заслужил уважение своим трудом, реальными действиями, а не теорией. Акцентируется, что Петр принял «последний чин» только ради подданных, а не ради собственной выгоды. Он не упивался властью, а «царствуя служил». Издавая законы, царь укреплял их своим личным примером.
Для автора Петр – это не просто монарх, а труженик-работник: «простер в работу руки». Важно и то, что царь способствовал развитию культуры и науки. Известно, что Петр посылал молодых людей учиться заграницу, чтобы те там перенимали полезный опыт.

Ломоносов перечисляет заслуги царя: строил новый город, терпел тяготы войн, обучал свое войско стратегии; странствовал по разных землям и морям, перенимая передовой опыт, находил талантливых художников. Петр восхваляется как победитель многих отечественных и заграничных врагов. В конце первой надписи Ломоносов подытоживает, что Петр Великий – это «земное божество», которое почитает вся держава.

Обратите на средства художественной выразительности в стихах М.В. Ломоносова, назовите их.

В стихах М.В. Ломоносов использовал риторические фигуры, которые украшают речь, делают её выразительнее, красивее. Произведения отличаются удивительным многообразием художественных средств среди них сравнения, олицетворения, гиперболы, метафоры.

Вы познакомились с несколькими произведениями М.В. Ломоносова, узнали некоторые сведения о нём. Сформулируйте вывод о том, почему Ломоносова называют энциклопедистом.

Ломоносова называют энциклопедистом, так как он обладал энциклопедическими знаниями, был разносторонне развит. Его талант огромен. За что бы ни брался этот человек - за науку (физику, химию, математику), за практическое дело (составление мозаик) или занимался творчеством (сочинительством, разработкой теории прекрасного), - всё получалось, все было ново и самобытно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта