Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Что вы знаете о личности и творчестве В.А. Жуковского? Каким поэт предстаёт на портрете, написанном К.П. Брюлловым?

Портрет Жуковского К.П. Брюллов

Василий Андреевич Жуковский является одним из основоположников романтизма. Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния, он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и тогда на смену безвестности и низкому происхождению пришли слава и придворные успехи.
Поэтическое творчество он успешно сочетал с редакторской деятельностью (являлся воспитателем детей при русском императорском дворе; его воспитанником был будущий русский император Александр II).
Особая страница жизни и судьбы В.А. Жуковского - А.С. Пушкин. Известный поэт, редактор одного из лучших русских журналов подарит молодому другу свой портрет с трогательной надписью: "Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила".

Добрые творческие отношения связывали В.А. Жуковского с гениальным немецким поэтом И.В. Гёте.
У картины «Портрет В.А.Жуковского» существует невероятная история, которая делает работу Брюллова ещё более интересной и ценной. Известный русский поэт и основоположник романтизма в русской поэзии Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) сам попросил Карла Павловича Брюллова написать его портрет. Написанный портрет он собирался продать, чтобы получить деньги, необходимые для выкупа Тараса Григорьевича Шевченко из крепостных, который впоследствии стал одним из самых известных украинских поэтов. Потрет писался в петербургской квартире Карла Брюллова. Как отмечали современники, потрет Жуковского получился очень реалистичный как по внешнему сходству, так и по передаче выражения и характера поэта.

Как и было задумано, портрет был продан, а деньги пошли на выкуп Т.Г. Шевченко. Сам поэт Шевченко в своей биографии вспоминал об этой истории так: «Жуковский, предварительно узнавши цену от помещика, просил К.П. Брюллова написать его, В.А. Жуковского, портрет с целью разыграть его в лотерею… Великий Брюллов охотно согласился. Портрет написан. В.А. Жуковский с помощью графа М.Ю. Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей ассигнациями, и этою ценою была куплена моя свобода…».

На портрете изображён В. А. Жуковский в сидячем положении. Он находится у стола с книгами. Его руки сложены на коленях. Голова наклонена чуть вбок. Создаётся ощущение, что Жуковский внимательно слушает своего собеседника. По сведениям тех, кто его знал, именно таким и был известный русский поэт — внимательный, спокойный, часто сосредоточенный на своих мыслях. Сдержанный портрет пронизан спокойствием и умиротворением.

О чём говорится в самом начале баллады "Светлана"? Что вы знаете о гаданиях?

В самом начале баллады "Светлана" говорится о девушках,гадающих в крещенский вечер.
В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы.
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви.
«Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.
Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью.
Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…
Все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта.

Как совмещается реальное и фантастическое в тексте? Какими приёмами это достигается?

Реальным здесь назовём гадание, сон, встречу с возлюбленным. Образы страшного и фантастического: жених – мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча.

Действие произведения происходит в определенном пространстве и в определенном времени. Главный пространственный образ – образ дороги. В пейзаже мы ощущаем атмосферу тайны, неизвестности, а неизвестность рождает «робость» и «страх», хранит «мертвое молчанье» («Тускло светится луна В сумраке тумана…»). Бег коней сопровождается метелью, вьюгой. Кругом одиночество и безлюдье. Автор показывает, как человек оставлен наедине со всем миром и со своей судьбой. Светлана «молчалива и грустна», ей свойственна «тайная робость». Степь, покрытая снегом, с древних времен напоминала человеку белое покрывало, белое полотно, под которым лежит мертвец, саван; вьюга и метель – игру демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм. К мифологическим представлениям относятся и образы луны, неверный свет которой помогал дьявольским начинаниям и козням, сверчка («вестник полуночи»), ворона, предвещающего несчастье и беду («Черный вран, свистя крылом, Вьется под санями; Ворон каркает: печаль!»). Дважды упоминается и о гробе – явном знаке смерти.

Столь же художественно важным в балладе является и время. Сюжет развивается на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, когда нечистая сила получает простор для своих черных деяний. Оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а вновь появляющийся персонаж (жених), из живого превращается в мертвеца. Таким образом, все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают фантастический колорит. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы отразить противоречивость и сложность души человека и выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь.

Чем заканчивается баллада и в чём смысл такого финала?

Баллада заканчивается строчками похожими на пожелание Светлане. Автор желает Светлане чтобы жизнь была ее светла, не знала бед, была весела. Конец баллады жизнерадостен. Смысл финала-это победа добра над злом, вера героини, её молитвы и чистота оказались сильнее злых сомнений. Истинная вера,обретение внутренней гармонии, стремление к просветлению - это и есть смысл финала баллады Жуковского "Светлана".

Найдите в тексте "Светланы" завязку, кульминацию и развязку.

Завязка – событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем (Светлана гадает перед зеркалом, появление жениха)

Кульминация – момент наивысшего в развитии действия художественного произведения (Светлана в избушке одна с угрожающим мертвецом.Пробуждение Светланы)

Развязка – положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий, - заключительная сцена (Возвращение жениха)

Как вы понимаете слова автора "Лучший друг нам в жизни сей/ Вера в Провиденье"?

Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни. Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дарит победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта