Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Попробуйте самостоятельно охарактеризовать стихотворение М.Ю. Лермонтова "Листок". В качестве образца для рассуждений используйте материалы к стихотворениям "Тучи", "Парус", "На севере диком стоит одиноко...", "Утёс". Обратитесь к таким понятиям, как "олицетворение", "аллегория", "антитеза", "эпитет", "метафора".

Произведение "Листок" вызвало у меня чуство жалости к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка.
Центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникл конфликт это чинара и дубовый лист. Причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой стало нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.
Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами, тянутся до самого неба.
Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.
Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства, брезглива, надменна, равнодушна.
Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир – «Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.
Чинара ассоциируется у меня с олицетворение молодости, красоты и радости, а листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски.

Тема и идея стихотворения:

Тема - поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире.
Идея - в стихотворении отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

В произведении "Листок" Лермонтов использовал следующие художественные средства изобразительности:

Аллегория - образ листка. Листок - это человек. Он одинокий, несчастный скиталец, нуждающийся в любви.

Антитеза – противопоставление - антонимы (основа всей художественной системы). Прием антитезы усиливает конфликт между центральными образами - дубовым листком и чинарой.
Листок: засох и увял, жестокою бурей гонимый, бедный дубовый листочек, засох я без тени, одинокий

Чинара: цвету и блистаю, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, царь-девица, корни мои умывает... море, в кругу своих сынов-листьев.

Эпитеты (делают образы более яркими)

О листке: жестокою бурей гонимый, с тоскою глубокой, бедный листочек, в отчизне суровой.

О чинаре: листьев изумрудных, сынам свежим, райские птицы.

Эпитеты (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара)

Метафоры (сынам свежим - листьям, засох я без тени, увял я без сна - лист), («докатился до Черного моря», «приюта молит», «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская») придают аллегоричность, «очеловечивают» образы чинары и листка.

Изобразительно-выразительные средства (синтаксический уровень) диалог риторические вопросы, которые задаёт чинара «На что мне тебя?», инверсия «Чинара стоит молодая» и т.д. передают характер героев стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта