Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сказ "Левша" состоит из глав. Дайте названия каждой из них, используя при этом слова и сочетания слов из текста.

1 глава "Император Александр захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть".
2 глава "Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства".
3 глава "... из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована""
4 глава "Покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают".
5 глава "Мы ещё и сами не знаем, что учиним..."
6 глава Оружейники "ничего не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города."
7 глава "Принялись за дело в ужасном секрете".
8 глава "Платов ехал очень спешно и с церемонией".
9 глава "Бегите и скажите, что сейчас несём."
10 глава "- Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, - ты мне за всех ответишь."..
11 глава "Мои меня не могут обманывать".
12 глава "Возьмите, в самый сильный мелкоскоп смотрите".
13 глава "Шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!"
14 глава Левша "сам англичанам мог показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть".
15 глава "Грандеву левши в Лондоне".
16 глава "В настоящем Твердиземном море".
17 глава "Морской водоглаз и пари выдержать".
18 глава "Без тугамента-в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают"
19 глава "Последние слова левши-" у англичан ружья кирпичом не чистят!"
20 глава "Таких мастеров, как баснословный левша, теперь уже нет в Туле".

Какими предстают в изображении Н.С. Лескова государь, Платов, англичане?

- Александр Павлович. “Объездил он все страны и всегда через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми”. “Мы, русские со своим значением никуда не годимся”, “Государь взглянул на свою пистолю и наглядеться не может”, “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”, “Пожалуйста, не порть мне политики”, “Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив сделать ничего не могут”, “Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве”.

- Николай I. “Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил”, “Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают”, “Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал”, “Я знаю, что мои меня не могут обманывать”, “Тут что-нибудь сверх понятия сделаю”.

- Платов Матвей Иванович – граф, атаман донских казаков, генерал, герой Отечественной войны 1812 года, сопровождавший императора Александра I во время поездки в Лондон. По определения Лескова “мужественный старик”. “Хитро по-донски заговаривал”, “пальцы у него были куцапые”, “начал ругаться словами на казацкий манер”, “ вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный”, “говорил: “Вот вам тугомент, царедворцы его терпеть не могли за храбрость”, “Платов, чувствуя, что зря нападал на левшу, дает ему сто рублей и говорит: “Прости меня братец, что я тебя за волосья отодрал”.

О англичанах не так уж много и сказано. И все же они предстают людьми многое умеющими, любознательными. Англичане ценят талант Левши. Англичане посмотрели на блоху и сразу поняли, что Левша - очень хороший мастер, обещали ему образование.

Составь план характеристики левши. К каждому пункту вашего плана подберите примеры из сказа.

- Левша – главный герой сказа. Появляется только в шестой главе. Он – лучший мастер, косой, да ещё левша Его глаза настолько пристрелявши, что никакой “мелкоскоп ему не нужен”. Левша скучает в Англии и торопится домой, потому что разгадал тайну английского оружия, но об этом мы узнаем в конце сказа, когда умирая, он велит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть, чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся”. Черты характера: патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество.

План характеристики левши

1. Внешняя характеристика
"косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны"
. Левша — человек из народа, темный, маленький и невзрачный.
2. Положительные стороны
Талантливый и безымянный, искренний патриот, довольствующийся своей долей, трудолюбивый и нетребовательный — таков Левша. Он обладает смекалкой, талантом, но при этом необразован.
Левша готов пожертвовать собой во имя Отечества и всеобщего Дела. Герой отправляется в Англию, не имея документов, голодный, “на каждой станции пояса на один значок ещё перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”. Он стремится показать иностранцам умение и смекалку русского народа. Он заслуживает уважение англичан своим талантом и отказом остаться в их стране. Лишь англичанин смог увидеть истинную суть талантливого мастера: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
3. Негативные стороны

Забитый мужик, считающий себя незначительным существом. Левше не хватает знаний, чтобы довести дело до конца: подкованная стальная блоха утратила способность танцевать. Это и понятно, ведь герой “вместо четырех правил сложения из арифметики всё берёт по Псалтырю да по Полусоннику”.

Какие сцены из произведения вы считаете центральными? Почему?

В рассказе Н.С Лескова «ЛЕВША» центральной и главной я считаю сцену, когда Тульский оружейник прибыл к царю в Петербург вместе с казаком Платовым, который привез работу мастеров. Никто без подсказки не смог разглядеть что же сделали мастера, только блоха почему-то перестала скакать и выплясывать. Платов поколотил и потаскал за волосы Левшу, потому что думал, что он испортил механизм у блохи, но когда он показал, что каждая ножка у блохи подкована а на подкове выгравировано имя мастера, то удивлению царя и придворных не было предела. Когда я читал эту сцену, то я был горд за наших умельцев. Без микроскопа, без знаний математики и других наук наши мастера смогли перещеголять ученых европейцев. И еще я был горд за Левшу, когда он отказался жить в сытости и достатке в Англии, а пожелал вернуться на Родину. Пусть его тут колотили, жил он в нищете и безызвестности, но он не согласился променять Родину на сладкую и сытую чужбину. Даже умирая, Левша заботился о России и об армии, он просил передать царю, чтобы стволы у ружей кирпичом не чистили, ствол растачивался и пуля в нем свободно болталась... Мастер до последней минуты в своей жизни переживал за Родину и за народ... Но к сожалению, по русской безалаберности про его совет забыли.

В каких словах заключена основная идея "Левши"?

Основная идея "Левши" заключена в словах: "Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало. "

Левша – символ талантливости русского народа. Основная идея Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть великие и творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако такие люди оказываются незащищенными в собственной стране. Автор хотел отметить такую особенность, согласно которой в России проживало множество талантливых людей, которые не всегда были оценены по достоинству.

Как в произведении Лескова сочетается комическое и трагическое?

Сказ Лескова носит одновременно и веселый, и печальный характер. Увлекает повествование о том, как тульские мастера подковывают блоху, демонстрируя самозабвенное отношение к труду. Автор собрал воедино яркие вспышки народного юмора и народной мудрости. Тонкая авторская ирония звучит в адрес монархов и их окружения. Параллельно с этим звучат серьезные размышления автора о непростых судьбах гениальных выходцев из народа. Проблема отношения к народным умельцам на родине и на чужбине волнует писателя. В Англии Левшу уважают, предлагают ему прекрасные условия для работы, а также стараются его заинтересовать различными диковинками. В России же он сталкивается с равнодушием и жестокостью.

Какие сказовые элементы используются автором?

В сказе есть зачин и концовка. Зачин: “царь захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”. Концовка содержит назидание: “А доведи они Левшины слова до государя – в Крыму, на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был”.

Повторы. Их много в произведении, например, император удивляется чудесам, а Платов остается равнодушным к ним, повторяется мотив дороги: “сели опять в “двухсестную” карету и поехали…”, Платов “прикладывается к “кислярке”, а потом спит казачьим сном”.

В сказе "Левша" присутствует рассказчик. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Герои выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу.

Из любой главы сказа выпишите все случаи искажения слов в речи рассказчика. Рядом напишите правильное слово. Устно-объясните, как образован каждый неологизм. Например: клеветон - фельетон (от двух слов: "клевета" и "фельетон").

 

Иногда это даже не столько искажение, сколько уточнение смысла слова, так сказать, перевод с иностранного: буреметр (барометр), мелкоскоп (микроскоп), непромокабли (галоши), ветряная нахлобучка (капюшон).

«Словарь иносказительных слов по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Ажидация – выдержка
Аглицкие – английские
Буреметр – барометр
Буфта – бухта
С бойлом – с побоями
Верояции – вариации
Грандеву – рандеву (встреча, свидание)
Гроботочивые иконы – мироточивые, источающие благовонную жидкость
Дванадесять язык – двенадцать языков
Двухсестная карета – двухместная
Долбица умножения – таблица умножения
Клеветон – от слов фельетон и клевета
Корешковая трубка – трубка, сделанная из корешка дерева
Керамиды – пирамиды
Мелкоскоп – микроскоп
Ногавки – носки
Нимфозория – от нимфа и инфузория; что-то диковинное, микроскопическое
Озямчик – крестьянская одежда вроде пальто
Пистоля – пистолет, оружие
Преламут – перламутр
Противный – на противоположной стороне улицы
Пубель – пудель
Курица с рысью – с рисом
Студинг – пудинг
Симфон – сифон для воды
Тугамент – документ
Твердиземное море – Средиземное
С трепетиром – с репетиром (боем)
Укушетка – кушетка

Как вы думаете, каково отношение художника Н.В. Кузьмина к изображаемым персонажам? Свой ответ аргументируйте.

Кузьмин изобразил, как мне кажется, высшее общество, государя и Платова комично. Рисунки заставляют читателя улыбнуться. Зачастую иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц. Левшу и других оружейников художник представил наоборот реалистично. В его работах прослеживается симпатия к простым русским людям и неприязнь к высшему обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта