Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

А.П. Чехов был непревзойдённым мастером детали. Этот дар в полной мере проявился в повести "Степь", имеющей подзаголовок "История одной поездки". Три прочитанных вами фрагмента посвящены описанию степи. Что объединяет эти отрывки и чем они различаются? Дайте название каждому фрагменту.

Объединяет эти три отрывка то, что в них Чехов показывает степь.

1 фрагмент - Рассвет в степи
2 фрагмент - Степные переполохи (степь днём)
3 фрагмент - Июльские вечера и ночи в степи

Подготовьтесь к подробному пересказу одного из фрагментов. Выпишите ключевые слова и определите центральные поэтические образы, создающие неповторимый пейзаж. Назовите художественные средства, использованные в тексте.

Ключевые слова:

- бесконечная равнина, солнце выглянуло, мельница, Егорушка, рожь, бурьян, молочай, побуревшее от зноя, старички, чибисы, куропатки, степь, унылый июльский вид, тоска, коршун

- кудрявое облако, рванул ветер, перекати-поле, стрепет, коростель, грачи

- зайдет солнце, дневная тоска забыта, молодая трескотня, силуэты, внушают подозрение, всходит луна, небо, усыпанное звёздами, необъятное и безграничное, курганы, каменные бабы, степные легенды, сказки, торжество красоты, прекрасная, суровая родина, степь одинокая, не воспетая.

Центральные поэтические образы:

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Образы птиц - описание птиц, которое окрашено настроением мальчика.
(В повести встречается образы орла и коршуна. Во многих культурах они являются воплощением солнечных божеств, проводниками душ умерших, а также символизируют мощь и чистоту, свободу и силу.

В тексте упоминается куропатка: «Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «трр» полетело к холмам». Куропатка связана с близостью к земле, с естественной, природной жизнью, является символом плодовитости, семейственности.

«У самой дороги вспорхнул стрепет. Мелькая крыльями и хвостом, он, залитый солнцем, походил на рыболовную блесну или на прудового мотылька, у которого, когда он мелькает над водой, крылья сливаются с усиками и кажется, что усики растут у него и спереди, и сзади, и с боков. Дрожа в воздухе, как насекомое, играя своей пестротой, стрепет поднялся высоко вверх по прямой линии, потом, вероятно, испуганный облаком пыли, понесся в сторону». При описании стрепета Чехов акцентирует внимание на его сходстве с насекомым, с ним связаны слова «испуганный», «мелькает», «понесся», что создает образ суетливости, слабости, но при этом стрепет «поднялся высоко вверх», и это движение вверх придает образу дополнительные значения свободы, легкости. Не зря стрепет в народном творчестве олицетворяет степную волю.

В тексте встречается и образ грачей. «Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи». «Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой или же равнодушно, ни на что не обращая внимание, долбили своими толстыми клювами черствую землю». Грачи здесь связаны с мотивами скуки. Они встроены в ассоциативный ряд «старость – нечего делать – переполохи – покойно и равнодушно – не обращая внимание». Слова «долбили … черствую землю» делают образ тяжеловесным, совсем не связанным с полетом, волей, свободой, а, наоборот, с тяжелой земной жизнью, с трудом, с равнодушием как способом переживать трудности.

«А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы, от этого его крылья взъерошились, весь он раздулся до величины курицы и имел очень сердитый, внушительный вид». Образ коростеля связан с естественностью, с близостью к природе. Он так же, как и грачи, как стрепет, совершенно далек от высоты, полета и близок к простой человеческой жизни с ее заботами, трудами, страхами и волнениями. Образ коростеля немного комичен: это происходит за счет таких слов, как «раздулся до величины курицы», «сердитый, внушительный вид».

Проанализировав образы птиц, встречающиеся в повести «Степь», мы увидели, что все они делятся на две группы, связаны с двумя противоположными понятиями: небо – земля, простая естественная жизнь - мечта и стремление к ней. Но все образы объединяет и нечто общее. Это понятия «естество» и «свобода», которые для Чехова были очень важными. Эти понятия определяли чеховский идеал человека: свободный и естественный, человек, в котором внешнее и внутреннее находится в полной гармонии, в котором «все прекрасно». Писатель мечтал, чтобы люди были настоящими, простыми, искренними, свободными.)

Сопоставьте изображение степи у А.П. Чехова и в повести И.В. Гоголя "Тарас Бульба". Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде компьютерной презентации.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый казак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя .

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

«По небу, изголуба -тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло…Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку... неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять... Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.

Вдруг рванул ветер... Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки... По дороге текли ручейки и прыгали пузыри...»

У Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав. Степь становится действующим лицом, живым человеком. Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

Описывая степь, и Гоголь, и Чехов выступают великолепными мастерами словесной живописи, создают удивительно яркий зрительный образ степи, которая в обоих описаниях поражает необъятностью, безбрежностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта