Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

В рассказе живут и действуют три группы образов: образы-персонажы, образы животных и пейзаж. Приведите примеры для каждой группы.

Образы-персонажи: Кукушка, барин, барчуки Митя и Коля, приказчик
Образы животных: Волчица с волчатами
Пейзаж: пейзаж леса, пейзаж февральского тёплого дня, пейзаж апрельского леса

Какими художественными средствами пользуется И.А. Бунин, создавая пейзажные образы? Подтвердите примерами.

В произведении, особенно в начале, Бунин часто использует изображение цвета, чтобы наиболее точно показать происходящее вокруг. Автор использует олицетворение. Каждая мелочь в доме живет и чувствует, будто одушевленное существо: «Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе». Также Бунин прибегает к использованию большого количества эпитетов (бедная (местность), голые и глухие (луга)) и метафор (изба… была озарена яркой пастью печки).

Перечитайте первые три абзаца рассказа. Какой основной цвет вы использовали бы, рисуя иллюстрацию к началу произведения? Какая тональность задаётся И.А. Буниным уже в самом начале повествования?

Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).
Пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет — свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, — символ окончательного запустения и одиночества.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами создаётся представление о ней? Составьте небольшой словарик.

"Старая караулка - почерневшая изба с горбатой крышей";
" в караулке покосились окна, двери и даже сами стены"; "Мрачно глядела пустая изба - старая, низкая, с маленькими окошечками и огромной печью."
"Она уже совсем успела нагреться и слабо, но весело была озарена яркой пастью печки. Длинные огненные языки вырывались из неё и лизали устье, а чёрные стены избы, прежде топившейся по-курному, трепетно блестели, как растопленная смола."
"Дрова и солома между тем прогорели, и свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе."
"В печке краснела чуть заметная точка, и во всей избе стало темно и холодно. Ветер шуршал соломой по крыше и заносил снегом окна. Окна тускло синели во мраке..."
"С утра ветерок по-зимнему резко развевал дым над трубой караулки."
"южная сторона избы и завалинка около неё оттаяли и потемнели. А потом около грязного порога образовалась лужа..."
"Солнце наполняло караулку ярким блеском."
"А в избе было тепло, светло и вкусно пахло щами."

Придумайте предложения, используя данные словосочетания: уголь, как закрывающийся глаз; ветер шарил по крыше; день теплел и веселел; снег насытился водою. Какие художественно-выразительные средства в них используются?

Огонь в костре догорал, уголь, как закрывающийся глаз, слегка освещал траву и листья кустарника. С утра погода портилась, в окна стал стучать дождь, а ветер шарил по крыше. Время незаметно бежало, ночи становились короче, а день теплел и веселел, близилась Пасха. Наступила весна, солнышко стало пригревать, появлялись проталинки, снег насытился водою.

Используются олицетворение, эпитеты.

Расскажите о жизни главного героя. Откуда его прозвище? Что оно означает?

«Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой». Только ли поэтому его прозвали Кукушкой? Кукушка – птица, которая не вьёт своего гнезда. У нашего героя не было ни семьи, ни дома. "Шатается, как волк", "непутевый" говорили про него. Кукушка производит впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своём веку человека.

Прочитайте отрывок от слов "Он был приёмыш..." до слов "Да и весна прошла дружно, весело". Что в образе Кукушки подчёркивает автор?

Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не "хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».

В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.

Как история волченят помогает пониманию характера и судьбы Кукушки?

Автор сначала изображает маленьких волчат в родном логове рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки в старой караулке. Волчата потеряли родной дом, когда их изловил Кукушка и принес в барский дом, поэтому они неизбежно должны погибнуть… как и Кукушка.

Запишите ключевые слова и словосочетания для характеристики Кукушки.

КУКУШКА

Старчески серьёзное и сонное лицо
Нищенская одежда, нищенский вид
Истрёпанная шапка, обвязанная по ушам тряпкой
«Непутёвый малый»
Не отличался умом
Стар, дряхл
«неудельный», «обездоленный»
Тусклые глаза
Истлевшая мутно-розовая рубашка
Чёрная и худая грудь
Спина с заплатой на шинели
Ласковая улыбка
«Надысь», «нетути», «суда-то», «таперь»

Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?
Автор не осуждает героя, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков.

Отношение писателя к Кукшке это целая гамма эмоций: от жалости и сочувствия до недоумения, ведь его герой сам ничего не делает, чтобы измениться и изменить свою жизнь. Конечно, на него давит среда, происхождение, но ведь и сам человек чего-то стоит, когда у него есть воля. Однако искреннего сочувствия у автора больше, чем осуждения. Например, он с жалостью перечисляет те напасти, которым подвергся странник: семья его оставила у чужих людей, с детства он работал вдали от общества, будучи вынужденным зарабатывать себе на хлеб. В зрелости он был оставлен женой, ведь на работе дела у него не клеились: отовсюду гнали. Писатель оправдывает своего героя, говоря, что во многих его бедах виноваты обстоятельства и те, кто переносил эту вину на плечи несчастного одинокого человека:

Прочитайте эпизод "За ужином" (от слов "Пока варились картошки..." до слов "...даровать ему тихую и скорую кончину..."). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

В чём явный и скрытый конфликт рассказа? Аргументируйте ответ.

Явный конфликт произошел Кукушки с приказчиком, когда приказчик со всего размаху сшиб с Кукушки шапку, за то что он пока ловил волчат, пропустил как в лесу срубили шесть березок.

Скрытый конфликт - это ненужность людей, безразличие к чужой судьбе, будь то человек или зверь. Произведение заканчивается строчками подчёркивающими эту мысль. "Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах, и о Кукушке."

Прочитайте последнее предложение рассказа. Каково его значение для понимания произведения в целом?

Последнее предложение рассказа: "Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах, и о Кукушке."

Единственные кто проявил милосердие и переживал за судьбу Кукушки были Митя и Коля. В итоге и они забыли о нем. Этой фразой автор показал насколько безразлична судьба крестьян. Удел многих из них - это нищета, обездоленность и одиночество.О таких судьбах забывают быстро и некому жалеть о таких, как Кукушка. Быть может если кто-нибудь проявил сострадание и сочувствие, протянул руку помощи, то и судьба у главного героя произведения сложилась иначе, счастливее.
Такие рассказы учат быть человечнее, внимательнее к тому, что нас окружает: и к людям, и к природе, и к животным

Какова роль рассказчика в "Кукушке"?

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания (слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки так как эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку). Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого.

Рассказ разделён на четыре части. Озаглавьте их.

1 часть - Кукушка поселяется в караулке

2 часть - Визит к барину.

3 часть - Поймал волченят, а берёзки прокараулил.

4 часть - Последняя встреча Кукушки с Митей и Колей.

Какому эпизоду рассказа И.А. Бунина соответствует настроение, возникшее у вас благодаря картине художника С.Ю. Жуковского? Обоснуйте свой ответ.

На картине изображена дворянская усадьба начала XX века. Возможно в такой жил барин и его дети Митя и Коля. Картина в серых тонах, навевает грустное настроение. Возможно она соответствует эпизоду последнего визита Кукушки в барский дом, когда он зашел к мальчикам и они выпустили оставшегося волчонка на волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта