Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Перед вами ключевые слова, передающие материальное и душевное состояние детей Мерцаловых: пустые щи; ветхий дом; грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; подземелье... Продолжите поиск ключевых слов - деталей, характеризующих жизнь Мерцаловых. Запишите их.

Ключевые слова-детали, характеризующие жизнь Мерцаловых:

оба с утра ничего не ели; привыкли к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрёпкам, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты; грязная постель; грязные замаслившиеся подушки; пальто, переделанное из старого ватного халата; борщь холодный, разогреть нечем; он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош (Мерцалов);

Подготовьте подробный рассказ о жизни Мерцаловых в "ветхом доме", в "подземелье".

Дом находился на окраине. Дорога тянулась к нему через пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры... Покосившийся ветхий дом был с грязным двором, служившим для всех жильцов помойной ямой. Комната в которой жила семья находилась в подвале.
Мерцаловы уже больше года жили в этом подземелье.
В семье было четверо детей, два мальчика Володя и Гришка, старшему из которых было не более 10 лет, девочка Машутка и грудной ребёнок.
Несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на их семью. Сначала заболел глава семейства брюшным тифом и на его лечение ушли их все скудные сбережения. Когда Мерцалов поправился, то узнал, что его место управляющего домом занято уже другим. Началась отчаянная погоня за случайной работой, а тут еще пошли болеть дети. Три месяца назад умерла одна девочка, теперь другая лежала в жару и без сознания.
Жене его Елизавете Ивановне приходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить грудью и ходить почти на другой конец города в дом, где она подённо стирала бельё.

Найдите примеры употребления приёма контраста в рассказе. Что подчёркивает А.И. Куприн с помощью этого изобразительного средства?

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. В семье Мерцаловых тяжело болеет ребёнок, они остались без средств к существованию, не могут достать денег, чтоб купить лекарства ребенку.

В самом начале двое мальчишек Володя и Гришка стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Найдите в тексте завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.

Этот рассказ относится к особой разновидности рассказов, которые называют рождественскими. Найдите в рассказе "Чудесный доктор" черты рождественского рассказа.

Рождественский (святочный) рассказ - рассказ, посвященный событиям накануне Рождества. Герои, оказавшиеся в тяжёлом положении, чудесным образом избавляются от проблем и неприятностей, часто благодаря счастливой случайности, удачному совпадению или неожиданной бескорыстной помощи. Поэтому финал подобных рассказов, как правило, светлый, радостный. В них утверждается ценность милосердия и доброты. Зарождение этого вида рассказа связывают с творчеством английского писателя Чарлза Диккенса. В русской литературе рождественский рассказ получил распространение во второй половине XIX - начале XX века.

Черты рождественского рассказа в рассказе "Чудесный доктор":

- рассказ посвящен событиям накануне Рождества. Это становится ясно уже с первых страниц рассказа "Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели ёлку...". В дальнейшем при встрече Мерцалова с доктором, доктор восхищается русской зимой и говорит, что купил знакомым ребятишкам подарочки. Это так же подтверждает, что события происходят перед Рождеством.

- герои произведения, семья Мерцаловых, оказались в тяжёлом положении, без средств к существованию и с тяжело болеющим ребёнком, но случайная встреча главы семейства с чудесным доктором Пироговым спасает семью, жизнь налаживается. "С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Всё переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. Просто чудо свершил этот святой человек."

- финал рассказа светлый и радостный.

Охарактеризуйте образ доктора, найдите для этого важные слова в тексте. Определите, в чём смысл названия рассказа.

Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. "В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же, без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю." Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти людей, попавших в тяжелое положение. Один из сыновей Мерцалова - Гришка, будучи уже взрослым мужчиной, Григорием Емельяновичем Мерцаловым, вспоминает чудесного доктора и называет святым: "Просто чудо совершил этот святой человек."; «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни...».

Мне кажется, что смысл названия рассказа в том, что автор показывает нам, что человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь, совершить чудо, недаром он дает такое название "Чудесный доктор", доктор Пирогов совершил чудо для семьи Мерцаловых.

Вспомните, с каким рождественским рассказом вы познакомились в 6 классе.

В 6 классе мы познакомились с рождественским рассказом А.И. Куприна "Тапёр".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта