Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

Мать Никиты работает с утра до вечера в поле, а отец ушел на фронт.

2. Чем занимался мальчик, оставшись дома один?

Маленький 5 летний Никита остается хозяином дома на весь день. Никита начинает фантазировать. Он населяет свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

3. Какими виделись ему предметы, находящиеся за пределами знакомого ему мира?

Предметы виделись Никите враждебными. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

4. О ком вспоминает Никита, глядя на солнце? Почему?

Никита вспоминает о дедушке. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка.

5. Проследите, как меняется характер отношения мальчика к предметам. Найдите, прочитайте эти эпизоды. Отметьте ключевые слова.

Ключевые слова: Бочка, солнце, дедушка, колодец, тайные жители, цветок, баня.

Отношение Никиты к предметам до того, как отец вернулся домой:
1.БОЧКА: В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек: днем он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.
2. СОЛНЦЕ: Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце.
3. КОЛОДЕЦ: Никита думал, что там живут на дне маленькие водяные люди. Он знал, какие они были, он их видел во сне и, проснувшись, хотел их поймать, но они убежали от него по траве в колодец, в свой дом. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные; они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал.
4. ЗЕМЛЯНЫЕ НОРЫ: Под плетневую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они приползут ночью в избу и ужалят мать во сне, и мать умрет.
5. ПЕНЬ: На огороде стоял старый пень. Посмо??ев на него, Никита увидел, что это голова человека. У пня были глаза, нос и рот, и пень молча улыбался Никите.
Никита пошел за сарай; он хотел поглядеть, не вылезает ли пень-голова из земли; у пня рот большой, он всю капусту на огороде поест, из чего тогда мать будет щи варить зимой.
6. СТОЛ:он заметил, что стол - это тоже человек, только на четырех ногах, а рук у него нету.
7. БАНЯ: Банька была старая и омшелая вся, скучная избушка. "Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! - в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. - Ишь живет себе, вон у ней голова есть, - это не труба, а голова, - и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!"
8. ЦВЕТОК: Вглядевшись в цветок, Никита увидел, как постепенно в круглом его личике являлось человеческое выражение, и вот уже стали видны маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.
9. ЗЕМЛЯ: Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди и слышно было, как они карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца.
Отношение Никиты к предметам ПОСЛЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ отца (отметим ключевые слова):
"Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но нынче он ни в одном НЕ УВИДЕЛ ТАЙНОГО ЧЕЛОВЕКА; ни в ком НЕ БЫЛО ГЛАЗ, ни НОСА, ни РТА, ни ЗЛОЙ ЖИЗНИ. КОЛЬЯ в плетнях БЫЛИ иссохшими толстыми ПАЛКАМИ, слепыми и мертвыми, а дедушкина БАНЯ была СОПРЕВШИМ ДОМИКОМ, уходящим от старости лет в землю".
"Когда Никита выпрямил первый ГВОЗДЬ, он УВИДЕЛ в нем маленького ДОБРОГО ЧЕЛОВЕЧКА, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки".
ВЫВОД: После возвращения отца, все страхи мальчика исчезли. Он стал видеть во всем ДОБРО.
Отце: "Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый. Никита задумался. - Давай все трудом работать, и все живые будут."

6. Понял ли отец Никиту и как объяснил сыну, почему прежние предметы казались злыми?

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

7. В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.П. Платонова? Аргументируйте свою точку зрения.

Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым.Отец трудится во дворе и в доме, приобщая к труду и Никиту. Никита улавливает связь между трудом и доброй жизнью. Финал рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

8. Как вы понимаете предложение: "Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ тёплым лицом"?

Никита помнит своего покойного дедушку, трогательно, по-детски ассоциируя его с ласковым солнышком.

9. Объясните словосочетание: буду век вековать.

Означает долго жить, проживать жизнь, жить до глубокой старости

10. Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические? Вспомните определение фантастики. Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?

Фантастика — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.

В рассказе Платонова есть фантастические элементы. Мальчик боится, что чужие, придуманные им существа, займут его двор и дом.

11. Как вы понимаете концовку рассказа?

Концовка рассказа открывает перспективу на всю будущую жизнь Никиты, который, по мнению отца, «останется добрым на весь свой долгий век».

12. Можно ли сравнить детское восприятие мира и отношение древнего человека к мирозданию, выраженное в мифах? В чём сходство и различие?

Страхи мальчика не случайны. Они живут в нём как тысячелетняя память. Наверное, так же пугались и древние люди, представляя те или иные предметы и явления живой силой, вернее, наделяя их свойствами живых людей. В этом сходство. А различие в том, что эти страхи временная фантазия мальчика, они из-за возникают из-за беззащитности его и пропадают с приходом с войны отца.

13. Составьте описание первой иллюстрации художника Л.П. Дурасова. Отметьте особенности композиции рисунка. Почему художник на переднем плане изобразил героя рассказа, а на заднем - дом и солнце?

На первой иллюстрации рассказа "Никита" художник Л.П. Дурасов показал ВСЁ чем живет Никита, что для него важно, без чего всё умрет. Это дом, семья, солнце. Никита помнит фразу матери, которой она успокаивает его: "Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один... ". Вот воображение мальчика и “поселило” на солнце умершего дедушку. "- Это ты хочешь всех сделать живыми, у тебя сердце доброе. Для тебя, поди, и камень живой и на луне покойная бабушка снова живет. — А на солнце дедушка! -сказал Никита. "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта