Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Стихотворение было положено на музыку. Послушайте один из романсов. Как вы думаете, какое чувство, настроение стремился передать в музыке композитор?

Мне кажется, что композитор стремился передать волнение, любовь к природе. Романс волнует, завораживает, озаряет душу каким – то таинственным, тихим светом.

Подумайте: есть ли нечто общее у этого стихотворения с предыдущим - "Я покинул родимый дом..."? Обоснуйте свой вывод.

У этого стихотворения есть общее с предыдущим. Оба стихотворения проникнуты грустью, звучит тема ухода, мы видим осенние пейзажи. "Отговорила роща золотая..." и "Я покинул родимый дом..." пронизаны любовью к родной земле.

В стихотворении звучит тема ухода. В каких строках (словах, словосочетаниях) она проявляется? Выпишите их.

Поэт передаёт гармоничное, спокойное восприятие жизни: молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришёл, но он ни о чём не жалеет.

Тема ухода звучит в строках (словах, словосочетаниях):

"Уж не жалеют больше ни о ком", "Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь оставит дом", "О всех ушедших", "Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова»

Назовите выразительные средства, которые используются в стихотворении, и определите их назначение.

В стихотворении много олицетворений (отговорила роща, журавли не жалеют, ветер относит, грезит конопляник, ветер относит, дерево роняет листья, время сгребёт). Олицетворения оживляют природу. Все неживые предметы одушевлены. Они мечтают, жалеют, роняют, как человек, т. е. природа и человек связаны между собой.

В стихотворении много эпитетов (роща золотая, березовым, весёлым языком, печально пролетая, равнины голой, весёлая юность, растраченные годы, милым языком, грустные слова…) Эпитеты помогают точнее представить пейзаж, расширяют наше представление о предмете, помогают понять авторское отношение к предмету. Эти эпитеты действуют на наше воображение, придают стихотворению большую выразительность.

В стихотворении есть метафоры: отговорила роща… языком, души сиреневую цветь, горит костер рябины, не обгорят рябиновые кисти, разметая ветром их (слова), время сгребёт и разметает, не пропадёт трава.

Поэт использует и сравнение: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». Т. е. лирический герой чувствует себя частью природы, сравнивает себя с деревом.)

Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

В тексте есть слово, придуманное поэтом. Найдите этот неологизм. Прочитайте строку с ним. Какой образ возникает у вас при чтении? Опишите его.

Я считаю, что придуманное слово поэтом - "цветь". Фразеологизм "души сиреневая цветь" обозначает юность, расцвет человека. Через образы природы (“роща” — это вся жизнь героя, его судьба; юность - “души сиреневая цветь”, старость — кисти рябины) Есенин передаёт гармоничное, спокойное восприятие жизни.

Как вы понимаете строчку "И ничего в прошедшем мне не жаль"? Рассказанное поэтом в автобиографии даёт возможность полностью ответить на этот вопрос? Почему "не жаль" трижды повторяется в стихотворении?

Стихотворение «Отговорила роща золотая» написано в 1924 году. Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А ещё осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга.
Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

И всё-таки в центре стихотворения - не пейзаж и не тема ухода, а мысль о бессмертной красоте жизни. В каких словах заключена эта мысль? Есть ли в стихотворении другие мотивы? Если да, то какие? Назовите их.

Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву. Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.

Мысль о бессмертной красоте жизни заключается в словах:

И если время, ветром разметая,
Сгребёт их всех в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

В стихотворении есть и другие мотивы - это любовь к родине, к родной природе.

Стихотворени "Отговорила роща золотая" несмотря на горечь, наполнено любовью к родине, к родной природе. Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время. И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.
Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета "веселый" на "милый". Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта