Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Подготовьте развёрнутый рассказ об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских". Для своего рассказа заранее подберите и запишите ключевые слова и словосочетания.

Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость девушки. На мудрость девушки обращает внимание гонец, который ищет врача для своего князя. Характер главной героини многогранен.
Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно-отчетливом образе.

Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом – ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона.

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и любовь Тристана и Изольды, любовь Петра и Февронии преодолевает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания...

Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа Петра.

Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробу.

Пётр - Князь Петр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, обвенчавшись, живёт с нею в согласии. Их любовь переступает и за порог смерти. Петр не потакал Февронии, как бояре, которые предложили ей оставить их город, потакали своим женам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал.

Разделите "Повесть..." на части. Найдите в каждой части элементы фабулы.

1. Экспозиция:

«В граде этом [Муроме], как рассказывают, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и от чего?» Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча»».

2. Завязка – страшная болезнь Петра. Появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония – мудрая дева сказочных сюжетов.

Вместе с тем ее мудрость – не только свойство ее ума, но в такой же мере – ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа.

3. Развязка:

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра.

4. Эпилог:

После смерти Петра и Февронии (рис. 1) люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.

Подумайте, почему Феврония ставит условие для окончательного излечения Петра ей необходимо стать его женой? Размышление над этим вопросом поможет вам глубже понять образ мудрой святой.

У Февронии было понимание, что необходимо вылечить не только телесные раны Петра, но и дать душевное исцеление -кротостью и смирением.
Феврония умна, то есть духовна; князь – разумен, то есть рассудком пытается постичь непостижимые вещи. Вот и пытается Феврония через череду испытаний выработать у Петра смирение и привести его в истинный разум. Она не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать.
Первое условие: «если будет мягок сердцем и смирен», то обретет исцеление. Не проявил князь сразу смирения. Зная об этом, Феврония ставит новое ему условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется очередная – мудрая – загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает себя: сможет ли она сама быть супругой князю?

Князя Петра привозят в дом к деве Февронии, которая соглашается исцелить его, если он станет ее мужем. Клеймо иконы
Князя Петра привозят в дом к деве Февронии, которая соглашается исцелить его, если он станет ее мужем. Клеймо иконыЦель, вроде бы, одна и та же, да смысл разный. Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю! Князь же уловил лежащий на поверхности смысл: девица заставляет его на себе жениться, и возмутился: «Как можно князю взять себе в жены дочь древолаза?!» Не уловил он в словах девушки более глубокий смысл: не супруге не подобает и врачевать его. И с небрежением отнесся к словам ее. Не понял вложенного в слова Февронии смысла – проиграл в мудрости ей. И в благородстве, поскольку сразу же замыслил в сердце обман: «Скажите ей, пусть врачует. Если же вылечит, обязуюсь взять ее себе в жены». Нет в нем оговоренного Февронией как условие врачевания смирения. Княжеская гордыня (простолюдинка – не ровня ему) взяла верх. Ради временной выгоды (выздоровления) готов и грех совершить – обмануть.
Чувствуется торжество в возвращении выздоровевшего героя – победителя змея в родной город Муром. Добился вроде бы он намеченной цели – избавился от язв. Но намеченной цели не добилась Феврония. И Божественный Промысл не сбылся. Не была она обманщицей и не собиралась хитрить и лукавить, когда велела передать князю, чтобы один струп оставил. Она испытывала Петра: мужа ведь себе выбирала, княжескую гордыню побороть хотела ради спасения его души.

От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась, ведь причина ее не была устранена: сердце князя не стало смиренным.

Теперь князь ведет себя уже по-иному: не приказывает лечить, а просит врачевания. Смирился. Феврония без гнева и гордыни приняла княжеское извинение, ибо ожидала его. Зная же Божественный Промысл о них, ставит новое условие: «Если будет мне супругом, то будет вылечен». На сей раз князю предстоит доказать жизнью, что сможет он быть ее верным супругом, данным ей Богом. Если раньше, казалось, Феврония могла только робко поставить условие, которое князь проигнорировал, то теперь она твердо его диктует, ибо творит Божественную волю. И если прежде князь просто пообещал жениться на ней, не чувствуя этой Божественной воли о себе, то на сей раз «даст ей твердое слово». И получив исцеление (не просто тела, но души – кротостью и смирением!), взял ее себе в жены. Так Феврония стала княгинею.

Объясните значения данных слов: чадолюбивые, искони, лукавый, обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.

чадолюбивые - любят детей
искони - с давних, незапамятных пор
лукавый - хитрый, ловкий
обманщик - человек, говорящий неправду
поведал - рассказал
пронырство - обман, ловкая проделка
дивился - удивился
наветы - клевета, ложное обвинение

В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Какие чудеса совершались неоднократно при жизни и после смерти Петра и Февронии? В чём смысл этих чудес? Какие эпизоды можно считать символическими?

Феврония дважды вылечила Петра от тяжкой болезни. Она излечила не только тело, но и душу князя. После смерти они оказывались в одном гробу, хотя люди хоронили их в разных местах отдельно друг от друга. Любовь Петра и Февронии была настолько сильна, что даже после смерти их души и тела остались неразлучны.

Можно ли сказать, что Пётр и Феврония защищали своё чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте своё суждение.

Можно сказать, что Пётр и Феврония защищали своё чувство во время жизни и после смерти. Во время жизни, когда бояре муромские невзлюбили Февронию из-за наветов своих жен и не хотели её видеть государыней над ними, Пётр не бросил свою княгиню. Он отказался от княжения и покинул Муром.
После же смерти Петра и Феронию похоронили в разных местах, Петра внутри города, в соборной церкви Рождества Пречистой Богородицы, а Февронию - вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их находятся в едином гробе в соборной церкви. Тела их опять разнесли по разным местам, но они опять оказались вместе. Таким образом Пётр и Феврония защищали своё чувство, как при жизни, так и после смерти.

В чём духовно-нравственный смысл "Повести о Петре и Февронии"? Определите идею произведения.

Духовно-нравственный смысл этой повести, в том, что она проповедует ценность семьи и верности. Отношения Петра и Февронии представлены как образец супружеских отношений, когда люди думают не о себе, а друг о друге, соблюдают данные при вступлении в брак обещания, не дают друг друга в обиду перед другими людьми, не обманывают и не предают.

Идея "Повести о Петре и Февронии" заключается в том, что любовь - это великое, всепобеждающее чувство. Торжество мудрости, разума, добра и любви - это и есть основная идея повести.

Вы уже наверняка обратили внимание на некоторое сходство произведений древнерусской литературы и фольклора. Как это сходство отразилось в тексте "Повести о Петре и Февронии"?

Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

В сюжете «Повести» отчетливо прослеживается сказочное начало – мотивы сказки о мудрой деве и герое-змееборце.

В начале произведения присутствует сказочный персонаж – змей. Он волшебным образом предстает всем в образе князя Павла. Как в сказке, жена князя узнает о смерти змея от него самого: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Тут же присутствует следующий сказочный элемент – волшебный меч, который способен погубить неприязненного змея, причем Петр получает его чудесным образом – местонахождение меча ему указывает отрок, явившийся герою в церкви Воздвиженья честного и животворящего креста.

Добро в сказке всегда побеждает зло, Петр также побеждает змея.

Эпизод, в котором читатель знакомится с героиней «Повести», так же напоминает сказку – Феврония говорит с посланцем Петра загадками: «Не хорошо быть дому без ушей и без очей!», «Отец и мать мои пошли взаймы плакать. Брат же мой ушел через ноги в глаза смерти смотреть», которые сама поясняет недоумевающему юноше: «Если бы был в доме нашем пес, то он, почуяв тебя, к дому подходящего, залаял бы на тебя: это - уши дома. А если бы в горнице моей ребенок, то, увидев тебя, к дому подходящего, сказал бы мне: это - очи дому. А когда сказала тебе про отца и про мать, что отец мой и мать пошли взаймы плакать, то это значит, что пошли они на похороны и там плачут. Когда же они сами умрут, то другие станут плакать по ним - это и есть заемный плач. Про брата же тебе сказала, потому что отец мой и брат древолазцы-бортники, собирают в лесу с деревьев мед. Теперь брат мой ушел на это дело, и когда он влезет высоко на дерево, и через ноги с высоты посмотрит вниз, то подумает, как бы ему не сорваться с высоты. Если же кто сорвется, тот жизни лишится. Поэтому я и сказала, что пошел он через ноги в глаза смерти смотреть».

Следующим сказочным элементом является награда за исцеление – Феврония в награду за исцеление хочет стать женой князя.

Далее в «Повести» присутствует еще один сказочный сюжетный эпизод – загадки-испытания. Князь хочет, чтоб из пучка льна девушка сделала ему за короткий срок рубашку, штаны и полотенце. Феврония доказывает свою мудрость: просит князя из обрубка полена сделать за короткое время ткацкий станок для работы.

Слова уже княгини Февронии на требование муромских бояр покинуть город: «Я же вам говорю, дайте и мне то, что я попрошу у вас» вполне подходит для сказки.

Чудесным является и то, что в руках княгини крошки хлеба становятся ладаном, а палки на берегу реки, благословленные Февронией, превращаются в большие деревья.

Не менее волшебным является воссоединение умерших супругов в одном гробу после того, как слуги кладут их в отдельные гробы вопреки их завещанию.

Само построение сюжета «Повести» напоминает сказки: князь женится на простой девушке (правда, в русских сказках чаще царевна выходит замуж за простого крестьянина в награду за его подвиги), его княгиню бояре невзлюбили именно за это, супруги живут «долго и счастливо» и умирают в один день.

Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

В чём основные различия произведений устного народного творчества и древнерусских текстов?

Устное народное творчество отличается от древнерусских текстов:
- у древнерусских тестов в отличие от устного народного творчества письменная форма существования;
- у устного народного творчества нет персонального создателя, создатель коллективный автор - народ. У древнерусских текстов есть автор;
- произведения устного народного творчества живут во множестве вариантов в отличие от древнерусских текстов;
- произведения устного народного творчества можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. Древнерусские тексты читают.

"Повесть о Петре и Февронии" написана русским писателем XVI века Ермолаем (Еразмом). Чем отличается это произведение от летописной записи из "Повести временных лет"?

"Повесть временных лет" - это летопись, которая рассказывала о происхождении Русского государства, о начальном периоде его истории и о первых его деятелях. В "Повести о Петре и Февронии" есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести. Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

- Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»
- Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».
- Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
- Есть волшебные вещи: агриков меч.
- Добро побеждает зло (Пётр победил змия).
- Загадки и хитроумные испытания.
- Постоянные эпитеты (лукавый змей,блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).
- Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).
- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.
- Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
- Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).
- Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).
- Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).
- В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.
- В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

В 5 классе вы познакомились с определением древнерусской повести и знаете, что так иногда называли жития - письменные рассказы о жизни святых. Подумайте, можно ли назвать "Повесть о Петре и Февронии Муромских" житием.

В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.

В "Повести о Петре и Февронии Муромских" можно найти черты жития. В этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести. Жития - это рассказ о жизни святых. Цель житий – прославлять святого.

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

- Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

- Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

- Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

- Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта