Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Вспомните определения стихотворения из учебников 5 и 6 классов. Прочитайте приведённое ниже определение. Что нового о стихотворении вы узнали?

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Термин "стихотворение" объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др.

Рифмовка - расположение рифмующихся строк в стихотворении (строфе). Виды рифмовки: парная (рифмуются между собой две соседние строчки: аабб); перекрёстная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т.д.: абаб); кольцевая (первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей: абба).

Определение стихотворения из учебников 5 и 6 классов: Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Мы узнали о том, что термин "стихотворение" объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др. О том, что такое рифмовка и какие виды рифмовок бывают.

Какие значения слов сонм, мзда, внимать на ваш взгляд, наиболее уместны при осмыслении стихотворения Г.Р. Державина?

На мой взгляд, наиболее уместны следующие значения слов:
сонм - сход
мзда - барыш, добыча
внимать - слушать, прислушиваться

Определите тему стихотворения.

Тема стихотворения "Властителям и судиям" Г.Р. Державина - несправедливость правящих и имеющих власть "земных богов", которые нарушают права простых людей: "злодействы землю потрясают, неправда зыблет небеса".

Письменно сформулируйте идею произведения.

Стихотворение звучит, как упрек властителям об отсутствии правосудия. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом.
По мнению автора, никто не останется безнаказанным: возмездие придет, и неправедные правители будут наказаны.
Идея стихотворения: указать на пороки, нечестность судей и чиновников, призвать к честному выполнению гражданского долга.

Помимо основной темы в стихотворении есть ещё и микротемы ... мотивы. Назовите их.

В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа

Как характеризуют Г.Р. Державина высказанные им мысли? Подберите ключевые слова для ответа на данный вопрос.

Ключевые слова: честный, порядочный, смелый, принципиальный, отважный, заступник, защитник.

Как вы понимаете концовку стихотворения?

Последние строфы библейского стиха призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд. Мы слышим призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли.

Найдите в тексте стихотворения риторические фигуры. Объясните их выразительную роль.

Использование риторических фигур для обличения пороков общества.

Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание:
…Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Цари! Я мнил, вы боги властны…

Стихотворение «Властителям и судиям» начинается с риторического вопроса: Всевышний, собравшись судить «земных богов», то есть людей, имеющих власть, обращается к ним: «…Доколе, рек, доколь вам будет / щадить неправедных и злых?» Этот вопрос по сути своей — утверждение: если вам дана власть, значит, вы должны её употреблять для того, чтобы наказывать «неправедных и злых» и помогать несчастным.

Обратите внимание на художественные средства поэтической речи Г.Р. Державина: повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. Выпишите их. Какую художественную функцию они выполняют?

Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»:

- эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист.

- метафоры: «исторгнуть бедных из оков» - освободить людей от оков нужды, бедности; «покрыты мздою очеса» - «властители и судии» не видят беззакония, потому что мзда (взятка) отняла у них способность замечать несправедливость; «злодействы землю потрясают»; «неправда зыблет небеса» (зыбить (устар., поэт.) – колыхать, колебать что-либо).

- сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»

Попробуйте сформулировать тезис о сходстве и различии стихотворения Г.Р. Державина и оды М.В. Ломоносова.

Ломоносов и Державин. У обоих ода - это стихотворение, обязательно разбитое на десятистрочные строфы, таков формальный признак жанра. Но Державин, позволяет себе рассуждать о предметах самых важных, государственных и божественных, но так, чтобы всегда был слышен личный голос говорящего. В произведениях Ломоносова и Державина слышится самодержавное, государственное величие России. Но у Державина оды его обращаются к людям всех сословий, слышно в них стремление "начертать закон правильных действий человека во всем".

Найдите элементы классицизма в стихотворении.

Жанр - ода, стиль - высокий, тема по законам классицизма - тема гражданского служения Отечеству, исполнения долга перед обществом, исполнения законов; лексика - используются старославянские слова; интонации, чувства - ораторские, торжественные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта