Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Чем богата Мещёрская сторона? Почему лес, луга, воздух - огромное богатство страны? Подберите из "Мещёрской стороны" текст для изложения с элементами рассуждения.

Мещёрская сторона, описываемая в рассказе Паустовского, является прекрасным примером того, как природа может быть богата и щедра на свои дары. В этом краю встречаются леса, реки, озёра, луга, и они все играют огромную роль в жизни местных жителей.

Леса Мещёрской стороны занимают огромные территории и предоставляют не только древесину, но и множество других ценных ресурсов. Леса дают укрытие для животных, являются источником ягод и грибов, а также обеспечивают чистый воздух для жителей.

Водные ресурсы Мещёрской стороны также являются большим богатством. Реки, озёра и ручьи обеспечивают водой местных жителей, а также дают возможность заниматься рыболовством и купаться в жаркие летние дни. Кроме того, водные ресурсы важны для сельского хозяйства, так как они предоставляют возможность поливать поля и сады.

Луга Мещёрской стороны также не менее важны. Они служат пастбищем для скота, дают урожай сенажа и позволяют выращивать корм для животных. Кроме того, луга являются домом для многих видов диких животных, таких как зайцы, белки, лисы и многие другие.

Описывая богатства Мещёрской стороны, Паустовский пишет: «А что была за красота везде! Все было настолько естественно, что трудно было поверить, что это не сон, а живой мир, мир, который так легко поддавался человеку, который входил в него, будто в свой дом». Слова Паустовского подчеркивают важность сохранения природы и демонстрируют, как важно уметь ценить и беречь то, что нам дарит окружающий мир.

Таким образом, Мещёрская сторона богата своей невероятной природой, которая даёт людям множество возможностей для жизни и развития. Она является ярким примером того, как человек может взаимодействовать с природой и находить в ней блага и возможности. Однако, чтобы сохранить эти богатства, необходимо бережно относиться к окружающей среде, не загрязнять воду и воздух, не вырубать леса, не перенаселять реки и озёра, а умело управлять природными ресурсами.

К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемами, связанными с экологическим кризисом, который возникает из-за бездумного и нерационального использования природных ресурсов. Поэтому очень важно осознавать, как важна бережливость к окружающей среде и понимать, что наша жизнь и благополучие напрямую зависят от состояния окружающей среды.

В итоге, рассказ Паустовского «Мещерская сторона» напоминает нам о важности бережного отношения к окружающей среде и показывает, как богатства природы могут стать источником счастья и процветания для человека, если мы научимся бережно и умело управлять ими.

2. Сгруппируйте все эпизоды и детали, где говорится о поезде и паровозе, узкоколейке. Подготовьте пересказ, близкий к тексту: "Через Мещёру". Выпишите слова и словосочетания, с помощью которых поезд и паровоз воспринимаются как художественные образы.

Группировка всех эпизодов и деталей, где говорится о поезде и паровозе, узкоколейке:
Описание поезда, на котором едет автор: «быстрая маленькая машинка, привязанная к составу из пяти вагонов».
Описание паровоза, который увозит лес: «Гудя, звеня и дымясь, неуклонно тащил свой груз».
Описание узкоколейки, на которой ездит автор: «Тонкие колёса бухали на рельсах, узкий кузов качался и вертелся, как в плотной грозе, и всё время чувствовалось, что малейший сбой в движении и путь длинный и не безопасный».
Описание поезда, который едет в Мещеру: «Состав узкоколейки на широких колесах, покрытых грубым металлом, остановился перед нами».
Описание путей и железнодорожного переезда: «Над головой свистнула поездка, мелькнули габариты грузовых вагонов, и на мгновение крыша переезда осветилась горящими глазами тормозов».
Пересказ «Через Мещеру»:
Автор едет поездом в Мещеру, и путешествие оказывается невероятно живописным. Он видит великолепные леса, луга, прекрасный воздух, который наполняет его лёгкие. Однако пути не всегда лёгки, и они встречают узкоколейку, которая увозит лес. Узкоколейка выглядит неуклюжей, но неуклонно тащит свой груз, гудя, звеня и дымясь. Поезд едет по узкой колее, и всё время чувствуется, что малейший сбой в движении и путь длинный и не безопасный. Вскоре они останавливаются перед узкоколейкой на широких колесах, и автор видит, как она перевозит лес через Мещеру. Путешествие продолжается, и они пересекают железнодорожный переезд, над головой свистнула поездка, мелькнули габариты грузовых вагонов, и
на мгновение крыша переезда осветилась горящими глазами тормозов. В конце путешествия автор приезжает в Мещеру, восхищаясь её красотой и величественностью.
Слова и словосочетания, с помощью которых поезд и паровоз воспринимаются как художественные образы:
«быстрая маленькая машинка»
«тонкие колёса бухали на рельсах»
«узкий кузов качался и вертелся, как в плотной грозе»
«гудя, звеня и дымясь»
«широких колесах, покрытых грубым металлом»
«горящие глаза тормозов»

3. "Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть расвет". В чем смысл этой фразы? Как бы вы сказали о подобном явлении?

Фраза «Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рас-свет» отражает особенность настроения и атмосферы в Мещере, где все вокруг кажется невероятно красивым и чувствительным к любой даже небольшой детали. Люди в этом месте боятся нарушить спокойствие и гармонию этой природной красоты, поэтому стараются говорить шепотом.

Эта фраза выражает глубокое уважение к природе и стремление сохранить её чистоту и неприкосновенность. В Мещере люди живут в гармонии с окружающей природой и пытаются не нарушать её тишины и покоя.

Я бы сказал, что это проявление особой культуры поведения, основанной на уважении к окружающей среде. В мире, где все более озабочены своими собственными интересами, важно не забывать о том, что мы живём вместе с природой и должны сохранять её для будущих поколений. Фраза «Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рас-свет» напоминает нам об этом.

К.Г. Паустовский мастерски создает цветообраз, то есть цвет у него присутствует не только тогда, когда он называется напрямую (допустим, "черная вода"), но и в тех случаях, когда слов, передающих цвета и оттенки цветов, казалось бы, нет, а ощущение цвета присутствует.

4. Приведите примеры таких случаев. Подберите фрагмент, где цветоизображение является основным способом создания образа-пейзажа.

Действительно, К.Г. Паустовский является мастером создания образов, в которых цвет играет важную роль. Он создаёт не только непосредственные описания цветов, но и передаёт цвета через образы и ассоциации.

Один из примеров, когда ощущение цвета создаётся без прямого упоминания, можно найти в рассказе «Мещерская сторона». В этом рассказе Паустовский описывает красоту Мещеры, о которой он так много говорит:

«Тишь, зелень, красота лугов и лесов, величие неба – и все это затейливо выткано тончайшими лучами света и теней».

Здесь автор не употребляет прямых слов, которые описывают цвета, но мы можем ощутить краски и оттенки зелени, которые окружают героев рассказа. Это пример того, как автор использует цветообраз для передачи настроения и создания образа-пейзажа.

Одним из основных способов создания образа-пейзажа с помощью цветоизображения можно назвать фрагмент описания заката в рассказе «Мещерская сторона»:

«Небо было красное, как горячее железо, края облаков торчали как зазубренные ножи, их верхняя сторона блестела ярко-белой медью, а тенью внизу было синее бездонное пространство».

Здесь автор использует яркие цвета и контрасты, чтобы передать красоту и величие заката. Описывая закатное небо как красное, автор создаёт образ жаркого пламени, а описание краёв облаков как зазубренных ножей добавляет напряжённости и динамизма. Кроме того, автор использует необычные сочетания цветов, например, ярко-белую медь, что помогает создать уникальный образ заката в Мещере.

Стиль Паустовского вмещает практически все изобразительные средства языка, но при этом каждое из них проходит жесткий отбор. Паустовский не часто пользуется большим количеством определений для одного предмета. Он придерживается следующего принципа: "Из трех элементов, приложенных к существительному, один всегда будет наиболее точным, а остальные два, безусловно, будут ему уступать. Поэтому ясно, что этот единственный эпитет надо сохранить, а остальные безжалостно вычеркнуть".

5. Выпишите из каждой части "Мещёрской стороны" словосочетания (существительное + прилагательное) с единственным, наиболее точным эпитетом. Попробуйте объяснить, почему автор выбрал именно это слово.

Образец: 1) "Обыкновенная земля": воздух прозрачный, гул океанский, хвоя рыжая...
2) "Первое знакомство": старуха древняя, дед косматый... и т.д.

Обыкновенная земля»: трава желтая, деревья золотые, небо голубое, озеро лазурное, солнце яркое.
Автор выбирает наиболее точные эпитеты, которые передают не только цвет, но и оттенок, настроение, атмосферу. Например, "трава желтая" не просто описывает цвет травы, но и подчеркивает осеннее настроение пейзажа.
«Первое знакомство»: дом старинный, печь железная, сундук массивный, улица пустынная.
Автор использует наиболее точные эпитеты, которые придают предметам и предметности особый характер, например, "печь железная" создает образ крепости и надежности.
Луга»:

«Весенние луга»: трава зеленая, свет золотистый, цветы яркие
«Луговой дух»: пахучий
«Корова на лугу»: молочная
Прилагательные здесь выбраны наиболее точные и яркие, передающие основные характеристики описываемого предмета. Например, «зеленая» передает самый простой и основной оттенок травы, «яркие» подчеркивают яркость и контраст цветов на лугах, а «молочная» передает связь луга и сельского хозяйства, где молочные коровы пасутся на лугах.

«Леса»:

«Белые ночи»: белые
«Широколиственный лес»: прекрасный
«Падающие листья»: желтые
Прилагательные здесь также передают наиболее яркие и ясные характеристики, например, «белые» передает основную оттенок света в ночное время, «желтые» подчеркивают изменения цвета листьев в осенний период, а «прекрасный» отражает общую красоту и великолепие леса.

«Бескорыстие»:

«Бескорыстная любовь»: глубокая
«Бескорыстное дело»: благородное
«Бескорыстная помощь»: безвозмездная
Прилагательные здесь отражают качества, которые ассоциируются с бескорыстием, такие как глубокая любовь, благородство и безвозмездность. Эти эпитеты помогают автору передать глубокий смысл и значение бескорыстия.

Выразительности прозы К.Г. Паустовского способствует частое использование сравнений. Умелое включение в канву повествования этого художественного средства помогает читателю представить изображаемое. У Паустовского есть интересное замечание: "Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то читатель не увидит за ними, какие бы ударные слова писатель ни выбирал". Чаще у художника слова мы находим сравнительные обороты с союзами как, словно, будто, например: "... трава на рассвете покрывается инеем, как снегом".

6. Найдите подобные сравнения. Подумайте, какую выразительную роль они играют в тексте.
Следует обратить внимание на то, что на протяжении всего повествования писатель сопоставляет движение в природе с действием некоего одушевленного существа: "...травы стоят непрохожимой упруго стеной. Они отталкивают человека."

Примеры сравнений в тексте «Мещерской стороны» К.Г. Паустовского:

«...молчание весны было такое же нежное, как голос любимого человека».
«Он взглянул на меня с таким выражением, будто я был важнее его самого».
«Луг поднимался к далекой границе леса, словно простерся на солнце, разбиваясь на отдельные пятна цвета».
«Я почувствовал вдруг, что рядом со мной стоит не человек, а какой-то камень, холодный и безжизненный».
Эти сравнения помогают передать читателю определенное настроение и образы, усиливают эмоциональную окраску произведения. Они также служат средством передачи нюансов, которые сложно передать словами, например, состояние природы, чувства персонажей и т.д.

К произведениям Паустовского применимо высказывание А.П. Чехова: "Природа является одушевленной, если ты не брезгуешь употребить сравнения явлений ее с человеческими действиями". Включение в сравнение метафор делает природу еще более живой.

7. Найдите в тексте сравнения, в которых встречаются слова в переносном (метафорическом) значении. Объясните, почему эти сравнения поражают нас яркостью, необычностью, свежестью.

В тексте рассказа "Мещерская сторона" можно выделить несколько сравнений, которые используют метафоры:

"Тополя вдоль дороги, как будто уходящие вдаль старики со своими посохами" - это сравнение вводит в повествование образ стариков, которые уходят вдаль, и создает ассоциации с прошлым, временем, которое ушло. Это сравнение ярко выражает метафорическую связь между природным явлением и человеческими переживаниями.
"Травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека" - это сравнение создает образ живого, дышащего препятствия, которое не дает пройти дальше. Эта метафора создает образ непреодолимой силы природы и вызывает чувство уважения к ней.
"Кусты красной калины стоят, словно молодые, загорелые парни" - это сравнение передает образ молодости, силы и здоровья. Метафора связывает природу с человеческими качествами и вызывает у читателя эмоциональное отклик.
Все эти сравнения в тексте "Мещерской стороны" необычны и свежи, так как автор умело передает образы, используя метафоры, и создает у читателя чувство вовлеченности в происходящее. Метафоры, используемые Паустовским, помогают читателю лучше представить описываемые образы и пережить эмоции, которые они вызывают.

8. Одним из средств создания настроения является употребление повторов как стилистического приема. Приведите один - два примера.

В рассказе «Мещерская сторона» Паустовский использовал повторы как стилистический прием для создания особого настроения:

«За окном была мертвая тишина, солнце сверкало на снегу, на деревьях и на льдах. Только шуршание падавших на крыши капель и журчание воды могли напомнить о жизни, и тут же это напоминание прекращалось. Снова взрывалась в тишине тоска глухого, мертвого края. Только солнце беспомощно падало на землю своими лучами, как дерево своими листьями, как рука своими пальцами. Но светилось, светило на бесполезно лежащий мир» - здесь повтор слова «светило» усиливает ощущение, что солнце беспомощно падает на землю, а мир бесполезно лежит, что создает тоскливое настроение.
«Всюду лежала снежная пыльца, словно серебро, сюда, в туман, приходил только ветер с голубыми крыльями, что на них лежала изумрудная пыльца. Здесь никогда не было жары, в тумане всегда витали холод и тишина, словно затишье на море. В зимние ночи туман усиливался, садился на землю, на крыши, висел над домами в больших, серых пузырях» - здесь повтор слова «пыльца» и фразы «в тумане» создают образ душевной тишины и холода, что отличает мещерскую сторону от других мест, а повтор фразы «в зимние ночи туман усиливался» усиливает ощущение таинственности и загадочности этого места.

9. Прочитайте внимательно главу "Первое знакомство", в которой дается беседа пассажиров поезда. В языке участников разговора (косматого деда, бабы-соседки, девчонки Маньки) много слов, свойственных простым крестьянам, не обученным грамоте: ихнее, откуль, летошний год.
Продолжите этот перечень "неправильных слов" в языке попутчиков, создающих правдивую речевую характеристику крестьян.

В главе «Первое знакомство» рассказа Паустовского «Мещерская сторона» можно обнаружить ряд «неправильных слов», которые часто употребляются в разговорной речи простых крестьян, не обученных грамоте. Некоторые из них:

Ихний - вместо «их»
Откуль - вместо «откуда»
Сёмый - вместо «этот»
Зырь - вместо «смотри»
Не то чтоб - вместо «не то чтобы»
Шо - вместо «что»
Чуть-чуть - вместо «немного»
Летошний - вместо «этого лета»
Все эти слова помогают создать правдивую речевую характеристику крестьян, передавая их устную речь и национальный колорит, что делает рассказ более живым и достоверным.

10. Самостоятельно проанализируйте главу "Бескорыстие". Какова роль заглавия для понимания смысла?

Глава «Бескорыстие» является одной из наиболее значимых в рассказе, поскольку здесь автор особенно глубоко и проникновенно раскрывает образ героини Маньки. Заглавие играет важную роль в понимании смысла этой главы, поскольку оно направляет читателя на то, что ключевым элементом в повествовании будет проявление бескорыстия со стороны Маньки.

На протяжении главы Паустовский показывает, как Манька жертвует своими интересами и желаниями ради других людей, даже если это приводит к ее собственному материальному ущербу. Здесь важным элементом является не только сам факт ее бескорыстия, но и то, что она не ожидает за это никакой награды или благодарности. Манька действует исключительно из желания помочь другим людям, и этот ее поступок является своего рода проявлением высшей духовности и морали.

Таким образом, заглавие главы направляет внимание читателя на ключевую идею, которая лежит в ее основе, и помогает лучше понять глубокий смысл, который хотел выразить автор.

11. Сопоставьте рассказ М.М. Пришвина "Москва-река" и фрагменты из "Мещёрской стороны" К.Г. Паустовского. Попытайтесь определить, что объединяет эти произведения и какие вы видите различия в изображении природы у этих писателей.

Рассказ М.М. Пришвина «Москва-река» и фрагменты из «Мещёрской стороны» К.Г. Паустовского объединяет изображение русской природы, которая играет важную роль в повествовании.

Однако, у Пришвина в рассказе «Москва-река» природа предстает как объект любви, как живой организм, как бесконечная тайна, в которой есть место как страсти, так и умиротворению. Пришвин описывает реку как живой организм, как источник жизни для рыб, как место, где пространство и время становятся несущественными. Его описание природы богато метафорами и эмоциональными оттенками.

У Паустовского природа также играет важную роль, но его описание более спокойно и философски. Паустовский описывает природу через ее взаимодействие с человеком, через простые образы и красочные сравнения. Он показывает природу как божественный дар, как источник жизни и здоровья. У Паустовского человек и природа составляют единое целое, а природа, как и у Пришвина, играет важную роль в жизни людей.

Таким образом, можно сказать, что в обоих произведениях природа является важным элементом, но у Пришвина она описывается более эмоционально и метафорически, а у Паустовского более спокойно и философски.

12. Рассмотрите иллюстрации к повести К.Г. Паустовского. Подберите ряд эпитетов, в которых было бы передано состояние природы, изображенное в этих работах. При желании можете найти подходящие эпитеты в тексте.

Необъятные леса
Глухие болота
Безмолвные дали
Бескрайние просторы
Чистое голубое небо
Серебристые сумерки
Трепещущие от холода звезды
Серое утро
Мерцающий свет луны

Эти эпитеты помогают передать атмосферу природы в произведении, и усиливают впечатление от чтения рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта