Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Н.А. Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

1. Сформулируйте основную мысль стихотворения.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что душа человека должна постоянно находиться в движении, она должна постоянно двигаться, трудиться.

2. Обратите внимание на интонацию стихотворения. Какие приемы художественной выразительности способствуют созданию эмоционального настроя?

Интонация и настроение стихотворения довольно назидательные, но, в то же время, торжественные. Автор не просто заставляет читателя не лениться, а поднимает в нем силу духа, ритм стихотворения задаёт настроение для немедленной работы.
В качестве приёмов художественной выразительности автор использует:
- олицетворение- это наиболее очевидный приём, так как в стихотворении душа предстает перед нами как нечто одушевлённое («душа обязана трудиться»)
- противопоставление, антитеза- с помощью приёма Заболоцкий даёт понять, что у души человека много граней, она может всё («она рабыня и царица», «она работница и дочь»)
- фразеологические обороты- «в ступе воду не толочь», «дать ей поблажку»
- повторы- «И день и ночь! И день и ночь!»
- метафоры- «гони её от дома к дому», «держи лентяйку в чёрном теле»

3. Приведите примеры повторов. Где они употребляются? Какие мотивы усиливают?

Повторы встречаются в первом и последнем четверостишии: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» и, соответственно, «Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!». Повторы в данном случае усиливают мотив «рассказчика» достучаться до читателей, объяснить им, что душа обязательно должна быть занята каким бы то ни было трудом.

4. Стихотворение имеет "кольцевую" композицию. Это в данном случае значит, что одинаковая мысль (поэтическая формула) начинает и заканчивает произведение, создавая "кольцо". Какая это мысль?

Мысль, создающая «кольцо» в стихотворении, заключается в том, чтобы читатель осознал, что лень подобна смерти для человеческой души. Чтобы ни происходило, душа должна быть в движении.

5.
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап.
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Отражены ли в этой строфе факты личной биографии поэта? Если да, то какие?

В строфе отражен период нахождения Н. Заболоцкого в лагерях. Несмотря на пережитые гонения, он не перестал писать после освобождения, сам подгонял свою душу.

6. Найдите в стихотворении метафоры. Какова их роль в тексте?

«Чтоб в ступе воду не толочь»- метафора в этом случае нужна для того, чтобы указать на то, что душа должна трудиться для чего-то полезного, а не ради самой работы.
«Держи лентяйку в чёрном теле»- грубо говоря, «держать в ежовых рукавицах». Человек должен управлять своей душой, направлять ее и не давать спуску. Для благородной или просто полезной цели, душа должна в какой-то мере подвергаться лишениям, ограничиваться в празднестве.
«И не снимай с неё узды»- с помощью узды наездник управляет лошадью, ведёт в нужном направлении. Так же и с душой. Если снять узду, контроль над ней будет утерян.
«Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвёт»- метафора предупреждает о том, что лень приведёт человека к бедности не только материальной, но и к духовной.
«Не разрешай ей спать в постели (при свете утренней звезды)» - с утра до ночи душа обязана заниматься чем-либо. С восхода солнца до заката ей нет покоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта