Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Москва-река – центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим. Какие детали их создают? Приведите несколько примеров.
Образ Москвы-реки в одноимённом рассказе М. М. Пришвина дополняют несколько второстепенных образов. Главным второстепенным образом можно назвать инвалида Ваню. В своей жизни он повидал много разных мест, чарующих своей красотой, но Ваня всё равно считает, что красивее его родного Дунина места в мире нет. Так, через образ инвалида Вани автор показывает главную мысль рассказа – для каждого человека самым лучшим местом на земле является его родной край.
Образ деревни Дунино и её жителей заставляет реку «ожить», включая в обычное описание реки целый ряд событий и человеческих чувств, подаренных жителям Дунина Москвой-рекой. Образу сплочённых односельчан, всегда готовых помочь друг другу, помогают раскрыться рассказанные автором события, происходившие на Москве-реке с жителями Дунина. Например, рыбалка местных мальчишек, помощь инвалиду Ване в его работе или всеобщее любование разливом Москвы-реки.
Образ же деревни и её жителей в свою очередь дополняют ещё несколько менее значительных образов. Это и гнущаяся ива, и трясогузка, плывущая на льдине, и поющий поползень. Эти образы заставляют жителей Дунина возрадоваться пришедшей весне, почувствовать любовь к родному краю.
2. Прочитайте фрагмент от слов: «Сколько льдин, больших и малых прошло…» до слов: «…медленно оставляющих смоляной след». Назовите средства художественной выразительности, применённые здесь писателем.
Эпитеты: «льдин, больших и малых», «твердокаменна чёрная смола», «вешнее солнце», «на сухом берегу», «величавых, достойных, уверенных льдин», «растопленной и зажженной смолы», «чёрный, блестящий, медленно остывающий смоляной след».
Олицетворения: «сколько споров прошло между льдинами», «осужденных капля по капле изнывать».
Метафоры: «беззаконницы», «и сколько льдин в законе прошло», «огненные ручейки».
3. Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и в городе Москве; чужих стран и родной деревни? Приведите примеры её использования.
В основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и в городе Москве; чужих стран и родной деревни лежит риторическое восклицание.
Примеры: «Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река. До чего узка тут река в сравнении с московской!», «Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой рекой!», «А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве!», «Много-много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видал!», «…на свете сейчас в эту чудесную пору русской весны для нас всех действительно ничего не было краше нашего Дунина!»
4. Прозе М.М. Пришвина присуща яркая метафоричность. Вспомните определение метафоры. Найдите в тексте примеры метафор и определите их роль в тексте.
Метафора – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении. Примеры метафор из текста: «сахарной лодочке-льдинке», «серебряным огоньком», «огненные ручейки». Метафоры придают тексту особый характер, наполняя предметы, описанные в рассказе, новыми красивыми сравнениями, невероятными качествами.
5. Вспомните, что такое градация. Приведите примеры использования градации при описании ледохода.
Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его.
Примеры: «И правда, как этому не удивиться, как не обрадоваться, что весною и маленькая птичка на льдине плывет и поет!», «Вот бы и вы тоже присели к нам, дорогой читатель, и послушали, о чем мы говорим, и догадывались бы, о чем мы молчим».
6. Найдите примеры разговорного стиля по образцу.
Слово понатужившись (деепричастие) является разговорным, его литературный вариант – неснесколько натужившись.
Слово шелеспёр является диалектным, обозначает рыбу жерех.
Слово трикотажница является разговорным и обозначает работницу трикотажного производства.
Слово тюкалка является разговорным и обозначает вид рыболовной снасти.
Предложение «Другая льдина поджимает деревце, и оно с поклоном исчезает и опять возвращается, и опять новая льдина, и опять ивинка кланяется» имеет несколько союзов и, что является характерной чертой разговорной речи.
7. Какие эмоционально окрашенные слова использовал автор в рассказе при описании рыбной ловли?
Автор использовал слова: «зазубрик», «камешек», «ниточка», «плотичка», «рыбки», «рыбёшки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта